В Театре на Бронной представили "Турандот" из будущего

В Театре на Бронной выпустили "Турандот" - свою версию легендарной фьябы, сказочной пьесы Карло Гоцци представил Андрей Прикотенко. Вот только режиссер вместе с постановочной командой создают на сцене далеко не сказку, а погружают зрителя в мир альтернативного будущего - скорее пугающий, нежели манящий. Но и в нем есть место вечной борьбе любви и ненависти. Кто победит?..
Режиссер вместе с командой создают на сцене далеко не сказку, а погружают зрителя в мир альтернативного будущего.
Режиссер вместе с командой создают на сцене далеко не сказку, а погружают зрителя в мир альтернативного будущего. / Пресс-служба Театра на Бронной

Гулкий бункер с мигающими лампочками. Такова повседневность будущего, где весь мир стал Китаем, а жизнь ушла под землю ("наверху - болезни, люди..."). Правит этим моногосударством царь Альтоум (Александр Кудренко), он смертельно болен, но из наследников у него лишь единственная дочь Турандот (Василиса Перелыгина). Принцесса славится своей жестокостью - всем, кто приходит свататься, она задает три брачные загадки. Неугадавшему уготована казнь, и пока еще никто из самоуверенных юношей не избежал смерти.

Заполучить руку и сердце красавицы намерен и сын свергнутого царя Тимура Калаф (Никита Худяков) - он скрывает свое происхождение, и отгадав загадки Турандот, загадывает принцессе свою: назвать его имя. По аналогии с "тем, чье имя нельзя называть" из поттерианы Калаф здесь "тот, чье имя нельзя угадать". Вообще спектакль полон таких вот шуточных аллюзий и отсылок - где-то запрятанных, а где-то очевидных и оттого вызывающих мгновенный отклик зала. Отдельные "приветы" на протяжении всего действа летят к Вахтанговскому театру, чья "Турандот" не просто символ прославленной сцены на Арбате, но и образец игрового театра вообще.

"Вахтангов бы, конечно, не понял всего, что мы тут делаем. Да и вахтанговцы бы тоже не поняли. В этом смысле мы великодушнее - мы сразу приняли все, что сделал Вахтангов", - говорит Труффальдино, на китайский манер прозванный в спектакле Труфальдиньсяо (Иван Тарасов). Зал смеется. И этот смех, как и каждый искрящийся выход персонажа, - словно глоток воздуха перед следующим спуском в душный бункер.

А в бункере, надев на себя с десяток разноцветных халатов, восседает Турандот. Потом, правда, окажется, что под этой неповоротливой пачкой шелка вполне себе деловой костюм по фигуре, а под традиционным китайским пучком - безапелляционное каре. Калаф тоже не слишком отличается от обычного прохожего - на нем косуха, джинсы. Но и он не чужд традиции: на своем пути юноша раскидывает горсти риса, словно пытаясь таким образом умилостивить судьбу и привлечь удачу. И вот эти столкновения - между устоями и современностью, между закрытым пространством сцены и раскрепощенностью публики - очень хорошо ощутимы, и более того, постепенно нарастают.

Режиссер сосредоточился на кризисе современного человека - на вопросе: можно ли сегодня быть счастливым?

- Одна из главных тем для меня в этом спектакле - а у меня дети примерно такого же возраста, как артисты, играющие главных героев, - взаимоотношения поколений, - рассказывает Андрей Прикотенко. - Как мироощущение моего поколения, некий бункер, соотносится с желанием жить и быть свободными сегодняшних молодых людей? Они совсем другие. Поэтому и Турандот с Калафом здесь тоже другие, и самым сложным было переизобрести их мотивы.

Оригинальный текст Карла Гоцци режиссер полностью переработал, сосредоточившись на кризисе современного человека, на вопросе: можно ли сегодня быть счастливым? Ведь Турандот снедает ненависть ко всему миру - она не хочет править, а потому просит Калафа - если он ее правда любит - убить ее. Потеря единственного законного правителя погрузит мир в хаос. Так и свершится месть принцессы. Но Калаф оставляет Турандот жить.

- Мы очень долго думали над тем, какой он, не хотелось показывать просто лирического героя, - рассказывает о своем персонаже Никита Худяков. - Мы размышляли над "Идиотом" Достоевского, что-то взяли из "Мастера и Маргариты" Булгакова, так что это собирательный образ. Главное, как мне кажется, что он убивает себя, чтобы Турандот жила и правила. По сути, ради спасения мира.

Не напрасна ли эта жертва? Поселится ли любовь в сердце жестокой принцессы? Изменит ли ее и спасет ли мир? Каждый ответит на этот вопрос сам. "Зачем нам все эти Патрики и смузи, если нет подвига ради любви?" - в тему спрашивает Труфальдиньсяо. И правда. Теперь, высыпав из театра на Патрики, зрители, быть может, завернут в бар не столько, чтобы расслабиться с бокалом в руке, сколько, чтобы поговорить о чем-то большем. Если не о подвигах, то в конце концов выяснить: финал у спектакля все-таки счастливый или трагичный? Тоже загадка...

Кстати

"Турандот" Андрея Прикотенко - второй спектакль по произведениям Карло Гоцци в репертуаре Театра на Бронной. С успехом здесь идет и "Женщина-змея" итальянского классика в постановке Олега Долина - в теплое время года ее даже играют во дворе театра, возвращая действу площадной дух. За "Турандот", к слову, в свое время брался и нынешний худрук Театра на Бронной Константин Богомолов - спектакль, где режиссер пытался соединить Гоцци и Достоевского, вышел в 2010 году в Театре им. Пушкина, но достаточно быстро пропал из афиши.