Маркировка пива в потребительской таре будет введена чуть позже: с 1 октября 2023 года - для напитков в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 года - в алюминиевых банках.
Обязательная маркировка станет возможна благодаря интеграции Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и системы маркировки. Поэтому пивовары смогут зарегистрироваться в системе маркировки только если они уже подключены к ЕГАИС.
В феврале в интервью "Российской газете" глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин говорил, что усиливать контроль в этом сегменте нужно. Служба контролирует производство 200 млн дал крепкого алкоголя, винодельческой продукции. А пива производится в стране в четыре раза больше - 800 млн дал. Но акцизов больше дают крепкие спиртные напитки, пояснял Алешин. "Сейчас прослеживаемости нет только в пиве. Поэтому пиво у нас в магазинах иной раз стоит дешевле воды, - рассказывал Алешин. - Мы понимаем, что оно разлито не в подвалах, подделать пиво крайне сложно. Но это "неучтенка", и ее много на рынке".
По подсчетам Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), в 2021 году доля нелегального оборота пива и пивных напитков выросла на 9,4 процентных пункта - до 16,6% от общего объема производства по сравнению с 2020 годом. В правительстве оценивают выпадающие доходы бюджета от безакцизного пива ежегодно до 30 млрд рублей.
В результате внедрения маркировки в отрасли и ее интеграции с ЕГАИС станет возможно контролировать движение каждой бутылки пива от производства до розницы и продажи конечному потребителю, отмечает Алешин.