Картина основана на биографии легендарной актрисы. Но в жизни все было интересней, чем в кино. Об этом "РГ" рассказал Игорь Пащенко, краевед из Таганрога, родного города Фанни Фельдман, изучивший множество архивных документов, связанных с Фаиной Раневской, в том числе ее автобиографические воспоминания.
Игорь Георгиевич, если сравнить то, что вы знаете об актрисе, и увиденное в сериале, что увлекательнее: жизнь или кино?
Игорь Пащенко: В сериале многое отличается от того, что происходило на самом деле, и, мне кажется, он от этого проигрывает, как бы хорош ни был сценарий. Сравним несколько эпизодов с реальными событиями.
Одна из ключевых сцен - знакомство будущей актрисы со звездой МХТ Василием Качаловым. 1915 год. Провинциальная еврейская девушка сбежала из дома, чтобы покорить театральные подмостки, и по уши влюблена в Качалова. Она попадает на вечер артистического бомонда. В комнату влетает "балерина". Присутствующие в восторге: в балетной пачке подпрыгивает сам Качалов со слоем макияжа на лице, роль исполнил Александр Домогаров. А телезритель в изумлении от странного поведения гения.
Так вот, Качалов-балерон не так занимателен, как реальные обстоятельства знакомства с ним Фанни Фельдман. Вот как это произошло. Она стояла возле служебного входа в театр и придумала женскую хитрость. "Будет Качалов проходить мимо, сомлею и начну падать в обморок. Он подхватит, занесет на руках в театр, поцелует, и у нас будет любовь", - так она мечтала. Но до костей промерзшая Фанни, когда увидела Качалова, как стояла столбом, так и упала. Раневская писала, что он за ноги затащил ее в театр. Романа не случилось, но они на всю жизнь остались большими друзьями.
Какой смешной была бы такая сцена в фильме. Ведь это очень в стиле Раневской - увидела и впала в ступор. У нее был комплекс некрасивости. Часто говорила про свой нос: "Мой шнобель". Сильно переживала за свою внешность, поэтому в конце жизни не по-детски гнобила молодых актрис. На эту тему есть воспоминания Сергея Юрского, поставившего спектакль "Правда хорошо, а счастье лучше", в котором Раневская сыграла няньку. Юрский описывает просто ужасное поведение коллеги по цеху.
Ей нужно было непременно поскандалить перед спектаклем, чтобы настроить себя на работу. "В этой связи вспоминаю слова моей первой тещи: "Я как поругаюсь, у меня кровь молодеет". Так было и с Фаиной Георгиевной: энергетический вампиризм. От нее прятались осветители, уборщицы, молодые актрисы".
По сериалу сценический псевдоним для Фанни придумал Качалов. Она уронила вилку, и он резюмировал: "Ты будешь Раневская". Чувствуется какой-то подвох...
Игорь Пащенко: И правильно, что почувствовали. Как Фанни Гиршевна Фельдман стала Раневской? Всю гражданскую войну она прожила в Крыму. Ее родители уехали во Францию, откуда девушке пришел перевод в банк Керчи. Фанни с другом пришла получить деньги. Вышла из банка и зачем-то начала пересчитывать купюры. Дул сильный ветер, и они разлетелись, она заплакала. "Как жалко денег, но ведь красиво улетают". А друг говорит ей: "Да ты Раневская из "Вишневого сада". Такая же неприспособленная к этой жизни. Обидно, что в кино не использовали такую фактуру.
Я основываюсь на информации из воспоминаний актрисы, ее подруги Павлы Вульф, внука Павлы и других первоисточниках. Кстати, отец Раневской никогда не был судовладельцем, как показано в сериале. Гирш Фельдман приобрел единственный корабль буквально перед отъездом за границу, на котором и уплыл с семьей. Потом продал судно. В Таганроге это был один из богатейших людей, староста синагоги.
И души не чаял в дочери, как в кино?
Игорь Пащенко: Увы, у Фанни были очень тяжелые отношения с отцом. Она призналась, что не любила его, он был очень жестким человеком. Когда Фанни бежит в Москву, он ее чуть ли не проклинает. А в кино Гирш - прямо "молочник Тевье".
В сериале показано, как отец настойчиво пытается выдать дочь замуж, о чем нет никаких сведений, поэтому такой ход не вызывает отторжения. Но, умоляю, только не за доктора, потому что человек уровня Гирши Фельдмана не стал бы за ним бегать. Еще одна неточность - сестра Раневской Аля на самом деле вышла замуж во Франции, а не в Таганроге, и стала Изабеллой Аллен. А Гирш эмигрировал с семьей не в Румынию, а в Чехию, в Прагу.
С Таганрогом связано несколько серий "Раневской". Антураж показан местный?
Игорь Пащенко: У нас есть дом, облюбованный киношниками, но это не тот, где действительно жила семья Раневской.
В кино есть эпизоды с большевиками. Откуда в то время "красные банты" в Таганроге?! В фильме красные берут в заложники Фельдмана, бьют его прикладом, называют жидовской мордой. Такого просто быть не могло. Если копнуть историю, большинство комиссаров были евреями. В конце XIX - начале XX века много еврейской молодежи пошло в революцию. А в Таганроге никогда не было межнациональных трений.
Когда в городе два месяца держалась советская власть, Гирша и его компаньона Рецкера действительно взяли в заложники и потребовали с них денег. Как вспоминает сын Рецкера, отец пришел на станцию и увидел арестованных, которые болтали ногами и смеялись над чем-то с охранником. Он поставил саквояж с выкупом, и они, веселые, пошли домой.
Самое знаменитое изречение Раневской - "Муля, не нервируй меня"...
Игорь Пащенко: Я люблю Раневскую, но как раз противник ее бесконечных афоризмов, потому что 90 процентов придумали издатели. Как-то прочитал один из них со словом "кроссовки". Ну что вы: где Раневская, и где кроссовки. Она была ситуативным человеком и могла что-то ярко прокомментировать по ситуации.
Кстати, мы стоим у дома... Раневская в нем не родилась, а выросла, хотя на памятной доске написано, что родилась. Где родилась, спорим до сих пор. Скорее всего, в одном из первых домов, приобретенных отцом, где сейчас живут обычные люди и нет памятной доски.
Для съемок выбрали дом в хорошем состоянии, а вот родное гнездо Раневской разрушается. Хотя в нем можно воссоздать всю обстановку, в которой жила актриса уже в Москве. В таганрогский музей попало более 400 предметов ее московской квартиры. Они пылятся в запасниках.
А как вам выбор актеров в сериале?
Игорь Пащенко: Исполнительница главной роли, актриса Мариэтта Цигаль-Полищук, профессионально сыграла, легкое заикание, взбалмошная. Но в четвертой серии актрису слишком состарили, а Фаине Раневской всего-то на тот момент сорок с чем-то. Есть хорошее фото с ней в этом возрасте: красивая женщина.