В Воронеже представили три века русского портрета

Цари и выдающиеся деятели, дворяне и мещане, представители богемы и революционеры, телятница и почетный член Академии художеств - целая галерея россиян представлена в Областном музее имени И. Крамского. Выставка "Лик. Лицо. Личность" позволяет обозреть три века русского портрета и увидеть экспонаты, которые прежде не были доступны широкой публике. Наряду с полотнами Рокотова, Тропинина, Крамского, Серова или Васнецова здесь есть интересные работы неизвестных или малоизвестных художников.
На выставке - полотна именитых мастеров и неизвестных художников.
На выставке - полотна именитых мастеров и неизвестных художников. / Надежда Попова

В отечественную живопись человек как герой пришел через икону. Стоглавый собор в XVI веке разрешил изображать на ней правителей (например, предстоящих какому-либо святому) и народные массы. Со временем царей и аристократов стали рисовать и отдельно. Так появилась парсуна - условный портрет, написанный по определенным канонам. Ее черты несет, к примеру, изображение Ермака, сделанное в XVIII веке: неизвестный автор одел покорителя Сибири в рыцарские латы, придал лицу обобщенно-героическое выражение…

- Для парсуны характерно плоскостное изображение с ограниченным количеством цветов. Тогда у нас еще не писали портретов с натуры, и образ персонажа всегда был собирательным. При Петре Первом в Россию были приглашены иностранные художники, которые обучили местных коллег. Появляется портретное сходство, важным становится показать статус персонажа - через позу и одежду. Затем сформировалась русская школа живописи, которая в XIX веке обрела славу за рубежом - мастера нашего "золотого века" были даже выше европейских коллег. В портрете стали отражать и черты характера. Благодаря передвижникам героями делаются не только представители высшего и среднего классов, но и рядовые интеллигенты, крестьяне, - рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея имени И. Крамского Оксана Лепнева.

В то же время получил развитие так называемый провинциальный портрет - изображения помещиков или купцов. Неизвестные художники, часто самоучки или подмастерья, писали порой наивно - не умея верно передать объем или перспективу. Но именно по их работам мы знаем, как выглядел российский средний класс. Подобные портреты обычно хранят в запасниках, выставка в Воронеже позволяет с ними ознакомиться.

- В год 90-летия музея мы стараемся максимально открыть горожанам свои фонды. Предметов из постоянной экспозиции здесь всего три. Впервые показываем и провинциальный портрет, и портретную миниатюру - уникальное направление в живописи, которое практически никогда не экспонируется, - отметила Лепнева. - В нашей коллекции особенно интересны три детских портрета и достаточно редкое собрание из девяти портретов - вся семья представлена в золоченом подобии иконостаса. Мало кто знает, что такое вообще существовало!

Следующей переломной точкой в развитии портретного искусства стал Серебряный век. Авангардисты делали акцент не на внешнем сходстве картины с моделью, а на символической нагрузке. В этот раздел на воронежской выставке вошли, к примеру, яркие работы Елены Киселевой, Роберта Фалька и Владимира Милашевского. Не меньшее впечатление наверняка оставит и подборка эпохи соцреализма.

Портреты кисти Романовича, Хорошилова и Нерославского представляют неофициальную советскую живопись, которая по-своему использовала достижения авангарда. Финальный раздел демонстрирует жанровое и стилевое разнообразие конца ХХ - начала ХХI века - времени, когда художники свободно выбирают, на какие традиции им опираться, добавила Лепнева:

- Евгений Щеглов продолжает традиции реализма, Александр Лавров может показать себя и как импрессионист… Мы ограничились воронежскими авторами, добавив к ним лишь Олега Савостюка, который много бывал у нас в городе. Вот его корни, безусловно, авангард, это хорошо видно по портрету Владимира Добромирова (много лет бывшего директором музея имени И. Крамского. - Прим. ред.).

Справка "РГ"

Выставка продлится до 14 мая 2023 года. Сборные экскурсии по ней будут проведены 9, 16, 23 и 30 апреля, начало - в 15.00. Адрес музея: Воронеж, пр-т Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-50-81.