Корреспонденты "РГ" узнали, как старые покрышки из опасных отходов становятся полезными

Когда пять дней среднесуточная температура превышает семь градусов тепла, значит, пора переобувать автомобили. На следующей неделе, обещают синоптики, такая погода будет во многих регионах. И наступит горячая пора смены резины. В том числе - у коммунальщиков и дорожников.
Старые шины могут стать опасными для природы и людей. Лучше вовремя вывозить их на утилизацию.
Старые шины могут стать опасными для природы и людей. Лучше вовремя вывозить их на утилизацию. / Татьяна Андреева/РГ

Им снова предстоит собирать горы старых покрышек по обочинам и закоулкам. Сколько водителей положат зимнюю резину на хранение, а сколько выбросят - такой статистики нет ни у кого, уверяет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Корреспонденты "РГ" пошли от противного: узнали, сколько покрышек сдают в переработку там, где она есть.

Таких регионов немного. Но их "урожай" впечатляет. В Пензенской области за первые шесть месяцев программы утилизации собрали 1,3 тыс. тонн автошин. "Если построить автопоезд из мусоровозов, набитых вывезенными покрышками, то длина его была бы более семи километров", - так образно подвел первые итоги своей программы председатель Тульской региональной общественной организации "Экологическая защита" Вадим Баранов.

Линия по утилизации покрышек на цементном заводе в Пензенской области в год может заместить до 10% газа, используемого предприятием

В Тульской области с прошлого года работает экологический проект "Без покрышек71". Вадим Баранов договорился с руководством крупного цементного завода, чтобы использовать там шины как альтернативное топлива. Эксперты проверили выбросы - все в норме. И в региональном минэкологии решили распространить проект на всю область. В каждом муниципалитете теперь есть площадки временного накопления шин, куда шиномонтажные мастерские, предприятия и жители могут бесплатно сдать покрышки. Когда собирается 100-150 штук, от завода приезжает спецмашина и все забирает.

В Пензенской области аналогичную программу запустил крупный бизнес - сам цементный завод, получив лицензию на работу с отходами IV класса опасности. Шины к ним и относятся. А при неправильном хранении и утилизации вполне могут перейти во II и даже в I , самый опасный класс, выделяя токсичные масла и опасные для людей и животных соединения.

Цементная печь, считают эксперты, самый оптимальный утилизатор шин. Зола получается без токсинов и становится частью клинкера, который используется для изготовления цемента. За март на завод только от населения привезли около 80 тонн шин. Площадки работают круглосуточно.

Программа переработки автопокрышек в Липецкой области стартовала четыре года назад. Автомобилисты складируют шины в строго определенных местах на городских площадках и во дворах. Компания - резидент технопарка вывозит их и перерабатывает в резиновую крошку. Это самый распространенный способ утилизации. Сначала извлекают металлический каркас и сердцевину и как лом отправляют на продажу. Текстиль - синтетическая вата с кусочками резины - идет на строительный утеплитель. А крошку используют и для покрытий, и для набивки спортинвентаря. В Липецкой области она идет на мягкое покрытие детских площадок.

Компания "Российский экологический оператор" определила семь регионов - лидеров по активности на Бирже вторичных материальных ресурсов. Среди них кроме Липецкой и Пензенской - Московская, Кемеровская, Белгородская, Орловская области и Красноярский край. По наблюдениям наших корреспондентов, программы сбора и утилизации шин хорошо идут в тех регионах, где уже сложилась культура сортировки мусора. Напомним, в рамках нацпроекта "Экология" и федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" в стране преобразуется система обращения с отходами.

В Пензенской области нам рассказали, что труднее всего было объяснить людям: переработанная шина не опасна в отличие от той, что коротает свой век на клумбе в виде лебедя. СМИ региона помогли экоактивистам провести разъяснительную работу. И это сработало!

Но, увы, не везде. Пока утилизация шин не стала массовым делом по всей стране. Причин тому много. Но те, кто этим уже занимается, видят в проектах не только проблемы, но и реальные результаты. В Тульской области, например, удалось ликвидировать три большие несанкционированные свалки покрышек. Что касается цементных заводов, то, используя покрышки в качестве топлива, они экономят на газе. По словам Баранова, первое время у завода даже была прибыль. Но теперь, когда ездить за шинами приходится и за 200 километров, вышел на ноль. Но отказываться от проекта не собирается.

Видят выгоду и в Пензенской области. Если линию по утилизации покрышек загрузить полностью, то в год она заместит до 10% газа. Используют отходы как альтернативное топлива в Калужской области и подмосковной Коломне. "В Европе есть заводы, на 95% работающие на топливе из отходов", - замечает руководитель проекта "Альтернативное топливо" Елена Кошкина. Она считает, что "каждый может внести свой вклад и изменить ситуацию с бездумным использованием опасных отходов на дачах и во дворах".

Комментарии

Сергей Подойников, исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров "ЭкоШинСоюз":

- Вообще сбор легковых шин нерентабелен. Утилизатор может существовать, если собирает покрышки у крупных автотранспортных предприятий. Получает от них деньги, производит резиновую крошку и продает ее. Модель работает!

Но когда мы начинаем сбор шин у населения, она ломается. Здесь утилизатору нужна финансовая помощь. Наша ассоциация как раз и помогала. В прошлом году мы сотрудничали с 30 утилизаторами. Считаю, производители и импортеры должны быть вовлечены в механизм расширенной ответственности. И необходимо единое отраслевое объединение, которое создавало бы и координировало системы сбора и утилизации шин по всей стране.

Владимир Аленцин, председатель совета Фонда рационального природопользования:

- Проблема и в том, что у нас нет эффективных российских линий по переработке всей номенклатуры шин, которые были бы адаптированы и к относительно небольшим регионам.

Следующий вопрос- сбыт продукции. Потребление уменьшается. Особенно это заметно в сегменте благоустройства - для детских и спортплощадок спрос сократился. Сказывается и нерешенность вопроса импорта на территорию Таможенного союза. Как ни странно, до последнего времени в Россию ввозили шины, переработанные в Польше, Италии, Испании и Португалии. Чтобы наша отрасль развивалась, мы должны категорически закрыть ввоз продуктов переработки шин из недружественных стран.