У первого поколения предпринимателей - коммерсантов 1990-х - была советская школа администрирования. Многие из них пришли в бизнес, имея опыт управленцев, может быть, и среднего звена, но зато на больших предприятиях, они обладали опытом и пониманием того, как руководить коллективами по нескольку сотен или даже тысяч человек.
Тех людей остается все меньше и меньше: возраст, банкротства, судимости выводят их из игры. Новые поколения бизнесменов уже не того масштаба… На примере клиентской базы нашей компании я могу привести лишь несколько случаев, когда сыновья, выросшие рядом со своими отцами, занимают их позиции.
Если брать количественные показатели развития предпринимательства, они будут выглядеть неплохо. Возможно где-то даже наблюдается рост. Но, посмотрев на структуру этих цифр, мы огорчимся. Исходя из своего опыта, я почти на 100 процентов уверен, что девять из десяти предприятий сейчас - это торговля и сфера услуг. И лишь малая толика коммерсантов пытается что-то изобрести и произвести. В основном бизнес развивается там, где не требуется серьезных капиталовложений.
Все нынешние меры господдержки вполне привлекательны. Возьмем Фонд развития промышленности. Он дает займы до 100 миллионов под три процента годовых на пять лет. Казалось бы, вот тебе средства, развивайся. Но начинающий предприниматель начинает думать: "Пусть даже мне сейчас дадут деньги на льготных условиях. Но я же не знаю - "стрельнет" или нет. Пока начну что-то производить, продавать, зарабатывать, у меня десять раз закончатся и средства, и сроки, и все на свете. Нужно будет отдавать, а отдавать нечего. Придется расставаться со своим заложенным имуществом". И вот предпринимательская инициатива погасла. Аналогичная ситуация складывается практически со всеми мерами и институтами поддержки.
Как же сделать так, чтобы средний и малый бизнес стал локомотивом развития страны? Идеи, конечно, есть. Например, можно и нужно вести речь о так называемом государственно-венчурном финансировании. Механизм такой: когда у меня есть хорошая идея, но при этом я не готов брать на себя ответственность на уровне заемных обязательств, поручительств и так далее, я прихожу в институт развития и говорю: "Ребята, хочу производить/выращивать/строить вот это". И мне отвечают: "Давай. Мы создаем специальную форму государственно-частного предприятия. Ты будешь там руководителем. Ты берешь на себя весь производственный процесс. Если дело пойдет, у тебя появится право приватизировать бизнес. Не пойдет, предприятие ликвидируется". Таким образом государство подставляет финансовое плечо, а я начинаю как руководитель развивать этот бизнес. Опыт показал: государство является эффективным собственником в отдельных нишах и отраслях, но далеко не во всех. Поэтому там, где коммерсант уже встал на ноги, он должен уйти в свободное плавание как налогоплательщик, нести социальную ответственность и так далее.
Необходимый инструментарий в принципе уже наработан. Существуют Фонд развития промышленности, Корпорация развития Дальнего Востока, АПИРИ и многие другие организации… Они должны иметь возможность создавать совместные предприятия с предпринимателями.
Конечно, потянется шлейф разных нюансов. Нужна регламентация внутренних процессов, финансовый контроль, чтобы бизнесмен не допускал нецелевого расходования бюджетных средств. Но делать это надо очень аккуратно. Если возобладает подход "запрещено все, что не разрешено", характерный для государственного регулирования, можно погубить начинания. Например, коммерсант скажет: "Мне нужны зеленые перчатки", а ему ответят: "Красные дешевле, покупай красные", не вдаваясь в то, почему нужны именно зеленые и в чем их преимущество. Поэтому, конечно, контрольные функции должны быть переданы знакомым с работой в этой отрасли структурам: ассоциациям, саморегулируемым организациям, наблюдательным советам. И такие у нас уже есть. Осталось только свести все воедино и выстроить целостную систему.
Такой процесс подогрел бы нашу экономику, решил многие проблемы и дал людям заработать.