Как отметил заместитель начальника Сибирского таможенного управления (СТУ) Дмитрий Колыханов, спустя год работы в условиях санкций бизнесу удалось найти оптимальные решения по выстраиванию логистики и поиску новых торговых партнеров.
- Несмотря на внешние ограничения и барьеры, реализация крупных инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики в Сибири продолжается. Это подтверждает положительная динамика внешней торговли регионов СФО по итогам 2022 года, - подчеркнул он.
По словам начальника отдела таможенной статистики СТУ Анны Саломатиной, товарооборот СФО за прошлый год составил 70 миллиардов долларов, что на 36 процентов выше показателей 2021-го. В рейтинге федеральных округов - лидеров по внешней торговле - СФО переместился с пятого на четвертое место, потеснив Приволжский округ. В СФО лидирующие позиции по ВТО по-прежнему удерживают Кемеровская область, Красноярский край, Иркутская и Новосибирская области. При этом по экспорту первое место у Кузбасса, а по импорту - у Новосибирской области.
Так, по данным Центра поддержки экспорта Новосибирской области, в 2022 году Российский экспортный центр (РЭЦ) оказал 340 компаниям региона более 1 900 услуг. Объем поддержки экспорта превысил 130 миллионов долларов, что в два раза больше, чем в 2021-м. Наиболее активно обращались за поддержкой компании агропромышленного комплекса, приборостроения, фармацевтической промышленности и ИТ.
Основными направлениями экспорта из Новосибирской области стали страны Ближнего Востока, СНГ и Юго-Восточной Азии.
- Мы ведем большую работу по перенастройке экономических и торговых векторов на новые рынки. Со странами Юго-Восточной Азии и Евразийского экономического сообщества у нас уже установлены устойчивые партнерские связи, и мы продолжаем работать над их расширением, - говорит министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров.
Напомним: год назад на совещании в правительстве Новосибирской области был рассмотрен вопрос привлечения компаний-перевозчиков из дружественных стран, переориентации части грузопотоков с западного на восточное направление. Акцент был сделан на развитии в регионе инфраструктуры контейнерных перевозок, упрощении разрешительных процедур.
В СТУ, Росгранстрое и других ведомствах, как подчеркнул начальник службы организации таможенного контроля СТУ Тимофей Бажин, большое значение придают модернизации таможенной инфраструктуры.
В разных стадиях реконструкции и строительства находятся девять из пятнадцати пунктов пропуска - "Красноярск" (Емельяново), "Новокузнецк" (Спиченково), "Новосибирск" (Толмачево), "Кызыл", "Хандагайты" (Боршо, Республика Тыва), морской пункт пропуска "Диксон" (Красноярский край), "Ташанта" (Республика Алтай), "Кемерово" и "Норильск".
По словам Тимофея Бажина, реконструкция пунктов пропуска на границе с Монголией значительно увеличит транзит китайских товаров. Так, пропускная способность ПП "Ташанта" вырастет в 2026 году в пять раз - до 1020 транспортных средств в сутки, а "Хандагайты" к концу 2023-го - в два раза (до 200 машин в сутки), при этом планируется изменить его статус на многосторонний пункт пропуска.
В СТУ отмечают, что грузопоток через "Ташанту" уже значительно увеличился: с начала года транзитом из Китая через него перемещено почти 200 товарных партий. В частности, дилеры китайских грузовиков и техники отмечают удобство данного транспортного коридора при использовании.
В ближайшие годы в Новосибирской области, Алтайском крае и Республике Алтай благодаря реализации инвестпроектов появятся новые складские площади, оснащенные современным оборудованием.
Один из проектов осуществляет компания "Новосибирский транспортный терминал". В планах - к 2025 году построить федеральный мультимодальный транспортно-логистический центр (ТЛЦ) "Сибирский" в формате "грузовой деревни". По данным регионального Агентства инвестиционного развития (АИР), компания решила увеличить инвестиции в проект с пяти до пятнадцати миллиардов рублей. Проектная мощность первого этапа ТЛЦ составит триста тысяч контейнеров, второго - шестьсот тысяч в год. Таким образом, "Сибирский" станет крупнейшим мультимодальным ТЛЦ в СФО, способным обрабатывать полносоставные контейнерные поезда.
По словам генерального директора АИР Александра Зырянова, реализация проекта позволит оптимизировать цепочки поставок для компаний электронной и офлайн-торговли, снизит нагрузку на федеральные автотрассы и дорожную сеть Новосибирска.
- В значительной степени это переориентирует сложившиеся грузопотоки. Все еще многие грузы из стран Азии поставляются на терминалы, расположенные в европейской части страны, и затем, проходя обработку там, возвращаются в Сибирь. Основной акцент планируется сделать на работу с Китаем, - подчеркнул Александр Зырянов.
В отделе по связям с общественностью СТУ отмечают: в условиях изменения товаропотоков действенными инструментами поддержки бизнеса стали первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении социально значимой продукции и товаров критического импорта, применение современных таможенных технологий, авторегистрации и автовыпуска. Практически на треть сокращено количество таможенных осмотров при сохранении качества контроля. Среднее время выпуска безрисковых товарных партий снизилось до девятнадцати минут, рисковых - до пяти часов.
Благодаря обнулению ставки ввозной таможенной пошлины в 2022 году около тысячи участников ВЭД СФО сэкономили более 2,4 миллиарда рублей. В СТУ нулевые ставки пошлин применялись к 637 товарным позициям, в том числе к продовольствию, лекарственным средствам, медицинским изделиям, комплектующим для производств. Эксперты СТУ напомнили, что для электроники установлен упрощенный ввоз - без представления сведений о нотификации.
Еще одна тенденция, о которой сказали участники конференции, - изменения в валюте контрактов: доля сделок в долларах и евро снизилась, в то же время число расчетов в юанях выросло в 2,3 раза.
Дарья Карасева, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
- Для Сибири тема взаимодействия со странами Центральной Азии особенно актуальна как минимум в силу географических причин. Сейчас многие предприятия Средней Азии опасаются сотрудничать с нашей страной, чтобы не попасть под вторичные санкции. Например, те же банковские переводы в Казахстан сделать все сложнее. Сейчас они доступны только через три банка. В итоге предприниматели, которые сотрудничают с казахстанскими коллегами, оказались в непростой ситуации. Вместе с тем Россия остается самым крупным торговым партнером стран Центральной Азии. Наши государства связывает не только общее прошлое, но и нынешние плотные экономические отношения. Нужно найти такие модели взаимодействия, которые принесут пользу всем.