Один из документов - законопроект о самом эксперименте, вторым вносятся соответствующие изменения в базовый закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя.
Эксперимент начнется с 1 ноября 2023 года и продлится по 31 июля 2026 года. Через специальный подраздел "Почты России" граждане смогут приобретать вино российского производства с доставкой до конкретного адреса или отделения почты. Доставка и передача товара возможна будет не менее чем через 24 часа с момента заказа. Получить вино смогут только совершеннолетние, предъявив удостоверение личности.
В рамках эксперимента доставка покупателю российского вина будет доступна пока только в Москве и Московской области. Но правительство может принять решение о расширении территории доставки. Так, ранее минсельхоз предлагал включить в эксперимент Петербург, Ленинградскую и Нижегородскую области.
Продавать можно тихие, игристые и крепленые вина, произведенные из винограда, выращенного на территории России. Также допускается к продаже аналогичный алкоголь из винограда, выращенного на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На этом настаивали в союзе, поскольку договор о ЕАЭС обязывает обеспечивать свободное передвижение и продажу товаров. Правда, чтобы продавать вино в рамках эксперимента, странам ЕАЭС нужно будет подтвердить, что вино сделано из винограда, выращенного именно в этих странах.
Эксперимент проводится для "оказания дополнительного содействия развитию российского виноделия и изменения баланса на рынке в пользу отечественной продукции", говорится в пояснительной записке к первому законопроекту.
"Почта России" будет также вести учет оборота российского вина в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) - от получения продукта от продавца до его передачи покупателю.
После трех лет эксперимента власти проанализируют его результаты и примут решение, нужно ли узаконивать онлайн-продажу алкоголя и в каком виде.
Онлайн-продажи алкоголя запрещены в России с 2007 года. С тех пор минфин неоднократно предлагал легализовать интернет-торговлю алкоголем. Идею поддерживали в минпромторге. Но против выступали в минздраве и МВД, считая, что онлайн-торговля приведет к росту потребления алкоголя и увеличению правонарушений в нетрезвом виде. На что сторонники резонно говорили, что сейчас в интернете и так легко можно купить алкоголь. Причем, поскольку его продают нелегально, за его качество никто не отвечает.
"Не секрет, что спиртным в онлайне по факту и так торгуют, просто сейчас вне закона. Мы блокируем тысячи сайтов в год, а появляется в пять раз больше. Выход один - легализовать под жестким контролем ЕГАИС", - говорил в интервью "РГ" глава Росалкогольрегулирования (РАР) Игорь Алешин.
При этом в Минфине и РАР уверены, что легализация онлайн-торговли спиртным приведет к перераспределению рынка, но никак не к увеличению потребления.
Дело сдвинулось с мертвой точки после поручения президента Владимира Путина в апреле 2021 года. И то, что законопроект наконец внесен в Госдуму - уже большая победа.
Однако эксперты неоднократно указывали на недостатки, из-за которых эксперимент может оказаться неудачным. Например, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз обращает внимание на то, что "Почта России" никогда не занималась онлайн-торговлей. Участники рынка предлагали привлечь к эксперименту других профессиональных операторов, у которых есть лицензии, квалифицированный персонал, логистика и опыт дистанционной торговли. Однако в конечной версии законопроекта это замечание так и не было учтено.
В месяц таким образом можно продать разве что несколько сотен бутылок, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. При этом для "Почты России" эксперимент не принесет прибыли, а покупателям доставит неудобства. "Надо быть оголтелым фанатом российского вина, чтобы платить за него любые деньги и ждать неделями вместо того, чтобы дойти до ближайшего алкомаркета и купить любой алкоголь на выбор", - говорит Шапкин. Кроме того, он сомневается в том, что почтальоны смогут освоить непростую систему учета оборота в ЕГАИС.
Но в какой-то степени это поможет продвижению отечественного вина. Его производство в России последние несколько лет стабильно растет. В 2022 году было собрано 889 тыс. тонн винограда, в этом году можно будет собрать около 900 тыс. тонн, рассказывала первый замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. Единственное, чего не хватает российским виноделам - узнаваемости их продукции. Для этого нужно работать с ресторанами и кафе, менять законодательство о рекламе и развивать винный туризм.