Славка еще на земле показал, как здорово он ориентируется на местности. Например, без всяких "Яндекс.Карт" и вообще без смартфона нашел шестой выход на станции "Савеловская" Большой кольцевой линии, где мы с ним и встретились. Как настоящий экскурсовод, сразу "зашел с козырей": "А вы знаете, что в метро есть станции-призраки?". И пока едем вниз по эскалатору, он в деталях рассказывает о прошлом станции "Спартак". Это действительно законсервированная в прошлом "Волоколамская" - пристанище диггеров и вообще отчаянных людей.
Едва спустились, Славка куда-то по-мальчишески бодро рванул. Мы - за ним. "О, тюбинги! - продемонстрировал он главную достопримечательность "Савеловской" - огромные чугунные конструкции тоннеля. - Каждый весит больше тонны. Их оставили за стеклом на память о том, с каким трудом строители через шахту, на глубину 65 метров, эти тюбинги сюда затаскивали".
Самая любимая станция у мальчишки - "Сокольники": "Отсюда начиналось метро!". Поразительно, но он знает десятки мельчайших подробностей про рождение первой линии подземки и даже технологию ее строительства. Попутно выясняется еще один поразительный факт: услышав как-то в ролике про метро в Минске фразу, показавшуюся ему причудливой ("Асцярожна, дверы зачыняюцца") и необычные названия станций (Грушевка", "Малиновка", "Слуцки гастинец"), он упросил родителей поехать на выходные в Белоруссию. Где они два дня с утра до вечера ездили на местной подземке. Не знаю, как папа с мамой, но сын был крайне доволен. "Там на каждой станции, построенной после 2001 года, есть лифты, а в 2002 году в минском метро была самая высокая скорость движения среди всех метрополитенов на территории бывшего СССР", - просветил он нас.
Едем дальше. Слушаем и ушам не верим: многие о существовании проходческих щитов узнали только будучи в возрасте 20+, а здесь, по сути, еще детсадовец, обстоятельно рассказывает, как эти чудо-машины прокладывают тоннели под Москвой.
Как ни странно, Слава нашел что рассказать экскурсантам даже на не самых живописных станциях "Нижегородская", "Печатники" и "Текстильщики". Да, здесь, может, и нет каких-то архитектурных изысков, зато хорошо видны рельеф тоннеля, некоторые детали пути, желтый контактный рельс и та самая черно-белая рейка, к которой должен бежать попавший на рельсы человек.
На "Нагатинском затоне", где фотографируются сотни пассажиров, наш маленький гид не стал обращать наше внимание на знаменитые рыбные мозаики на стенах, а предложил посмотреть в тоннель. Он действительно в этом месте "ныряет" вниз, раньше мы этого не замечали. Все дело в том, что тут неподалеку проходит участок под Москва-рекой, и у него есть некоторые технические особенности.
Пока ездили по БКЛ, Славка рассказал нам об особенностях кросс-платформенных пересадок (он знает про них все!), а на "Нижегородской" даже помог одному пенсионеру перейти с БКЛ на Некрасовскую ветку. Причем, самое интересное, что мальчишка на этой станции раньше не бывал. Он просто очень много читает о метро и обладает уникальным пространственным мышлением: четко переносит прочитанное, увиденное и услышанное на местность. Вот и на станции "Новаторская" он подробно рассказал нам о будущем переходе на Троицкую линию, которая еще только начала строиться.
Слава не только знает все про каждую из 250 станций и 15 линий московской подземки, но и имеет много информации едва ли не обо всех метрополитенах России. А когда он вспомнил еще и про дубайский, мы приехали на родную "Савеловскую". И возвращаясь в родную редакцию, спорили, кем этот чудесный мальчишка станет, когда вырастет. Машинистом? Начальником станции? Директором метрополитена? Или вообще министром транспорта? Но кем бы он ни стал, хотелось бы, чтобы у него все получилось.
Славка знает секрет станции "Нагатинский затон": смотреть здесь надо не на большую рыбу, куда все смотрят, а в тоннель, который "ныряет" вниз, уходя под Москву-реку.
Когда метро только появилось в Москве, для пассажиров выпустили специальные памятки, объясняющие, как им пользоваться. Насчет эскалаторов там было указано, что "пользоваться ими совершенно безопасно", чтобы пассажиры не боялись вступать на новые "лестницы". Именно в такой памятке была опубликована одна из первых схем московского метро.