В Казани школьники и студенты запустили космический аппарат

Вот уже больше полугода над нами летает космический аппарат, разработанный и запущенный КНИТУ-КАИ (Казанский национальный исследовательский технический университет). Однако, если бы не одаренные школьники, этот проект не состоялся бы.
Лицеисты до сих пор получают координаты, по которым могут выстраивать модель движения своего спутника.
Лицеисты до сих пор получают координаты, по которым могут выстраивать модель движения своего спутника. / СУНЦ "Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ"

Корреспондент "РГ" выяснил, как далекая мечта может приблизить космические просторы и как "похулиганить" на орбите.

Ближе к космосу

- Когда в прошлом году в августе выводили спутник КАИ-1 на орбиту, конечно, было огромное волнение, - вспоминает Динар Габидуллин, директор специализированного учебно-научного центра КНИТУ-КАИ. - Бывали случаи, что аппарат выходит в космос, но не работает. И наш тоже поначалу капризничал. Конечно, он явил признаки жизни, но на наши команды не реагировал. На моих глазах пять миллионов рублей, в которые обошелся этот запуск и создание спутника, в прямом смысле улетали в космос. А добавьте сюда усилие огромного количества людей, которые работали над этим проектом... И только на второй день он полноценно заработал. Но эта ночь прошла для меня очень беспокойно. Был риск, что аппарат превратится в бессмысленный кирпичик, который просто летает вокруг Земли и передает информацию о своем присутствии.

Первый татарстанский и вузовский спутник КАИ-1 до сих пор в космосе. Весом он всего три с половиной килограмма. Но это историческое событие могло и не состояться, если бы не школьники.

В 2015 году в Казани на базе КНИТУ им. Туполева открылась школа-интернат для одаренных детей с углубленным изучением физики и математики. Детей в это учебное заведение набирали со всей страны. И в тот момент у его директора возникла мысль: поскольку ребята лет через десять возглавят инженерные разработки, то они со школьной скамьи должны быть причастны к большим проектам.

- Я мечтал самостоятельно построить с детьми самолет и пролететь над Казанкой. Построили мы его из композитных материалов, но над водой нам полетать не дали, - говорит Динар Габидуллин. - Полетали в поле. Также у меня была задумка запустить ракету. Я понимал, что это невозможно, но поработать с юными дарованиями на пути к космосу мне все же очень хотелось.

Пять миллионов пополам

Поэтому Габидуллин искал для учебно-научного центра гранты. И нашел. Фонд развития инноваций Владимира Бортника тиражировал по стране проект "Дежурный по планете". Это программа, объединяющая технологические конкурсы и проекты для школьников и студентов в области космоса. Ее цель - повысить популярность космических исследований и разработок среди подростков.

Именно тогда появилась идея запустить первый татарстанский CubeSat. Это специальный тип школьно-студенческих спутников, нацеленных на образовательные космические эксперименты. Для того чтобы вузам и колледжам при них не сталкиваться с бюрократией, фонд брал на себя все согласования, в том числе и с Роскосмосом. Плюс ко всему Бортник выделял половину суммы, которая требуется на проект.

- Мы выиграли конкурс. Но было условие, что исполнитель должен найти софинансирование. Сначала мы обратились к руководству КНИТУ, а оно уже - к Рафинату Яруллину, главе "Татнефтехиминвест-холдинга". Промышленник пожертвовал недостающие два с половиной миллиона рублей, - вспоминает Габидуллин. И работа закипела.

Без науки не полетишь

Чтобы понять, какая полезная нагрузка необходима, школа-интернат совместно с "Университетом талантов" провели республиканский конкурс среди детей Татарстана и поинтересовались, у кого какие идеи есть на тему космоса. Дело в том, что в рамках "Дежурного по планете" учебный центр должен вовлечь в данный проект как можно больше молодежи.

Учащиеся оставляли свои заявки на татарстанской платформе вроде "Тик-тока". Там не нужны были тяжелые рефераты и презентации. Ребенок включал камеру и озвучивал свое решение. Победили ребята из учебно-научного центра при КНИТУ, поскольку они все-таки ближе к теме.

Ученики 9-10-х классов предложили следующее: разместить шесть камер по корпусу и постараться получить изображение того, что происходит вокруг спутника, а потом свести его в панорамную картинку. Задача непростая, поскольку камеры нужно запитать от солнечных батарей, чтобы они научились передавать изображение на Землю и принимать сигнал с планеты. В школе решили обратиться к старшим товарищам в вуз. Дескать, мы получили возможность запустить свой спутник, есть место и для вашего проекта-эксперимента, так что помогите нам.

- Вначале мы несколько скептически смотрели на эту идею, - вспоминает Артем Кузнецов, доктор технических наук, профессор кафедры радиофотоники и микроволновых технологий КНИТУ-КАИ. - Казалось утопией, что с помощью школьников мы сможем запустить первый спутник КАИ. Но, оценив техническое задание, поняли, что проект вполне жизнеспособный.

Проблема заключалась в том, что сроки запуска спутника постоянно переносились. Это влияло и на саму работу над проектом. Тем не менее, помимо учебной функции, вуз сделал наноспутник еще и научно полезным. Артем Кузнецов с коллегами занимается датчиками уже не первый год. Делали их для энергетиков, в шестой горбольнице в Казани они измеряют температуру вакуумных выключателей, у нефтяников замеряют вибрацию, а вот чтобы в космос их запустить - такого в России еще не было.

В итоге датчики температуры на волоконно-оптических брэгговских решетках сейчас испытываются на орбите. Они очень компактны, и при удачном эксперименте их можно вклеить в композитный элемент конструкции. Таким образом, может получиться интеллектуальная панель для космических аппаратов.

Первый пошел

Большую часть изготовления спутника взяла на себя компания "Нилакт ДОСААФ" в Калуге, где находится и центр управления аппаратом. Туда руководитель проекта и несколько школьников, кто больше всего работал над проектом, и отправились, чтобы в прямом эфире понаблюдать за запуском ракеты. Самостоятельно такой наноспутник на орбиту не выведешь. Они идут попутным грузом к большому аппарату, в данном случае - иранскому спутнику.

- В Калуге была особая атмосфера, там все как в американских фильмах, - вспоминает Динар Габидуллин. - Сотрудники учреждения собрались возле Центра управления полетом и с напряжением ждали, чем закончится старт. И когда все прошло благополучно - тут же аплодисменты, поздравления, объятья. На детей это произвело огромное впечатление. И само ощущение того, что вот ты несколько недель назад работал над какой-то деталькой, а теперь она в космосе, говорит о многом. Может быть, некоторые взрослые разработчики и относились к школьному проекту как к забаве, но для ребят это было далеко не так.

По словам Артема Кузнецова, в университете очень хотелось заснять момент, когда спутник КАИ-1 из ракетоносителя выходит на орбиту. Но, к сожалению, по правилам "Роскосмоса" все мелкие сопутствующие аппараты должны отправляться с разряженной батареей. Поэтому исторический момент запечатлеть не удалось.

Дети до сих пор получают координаты и могут по ним выстраивать модель движения своего спутника. Удалось даже немного похулиганить. На аппарате есть "маячок", с помощью которого радиолюбители при определенных условиях, настроившись на нужную частоту, могут принимать сигнал с данного спутника. А таких любителей, по словам Динара Габидуллина, по всей планете хоть отбавляй. И это хобби "слушать космос" схоже с рыбалкой.

Как только КАИ-1 вышел на орбиту, на специализированных форумах тут же появилась информация, как можно поймать сигнал от него. И школьники, зная это, еще на земле решили немного пошалить. Заранее записали куплет гимна своего лицея и в прошлом году первого сентября запустили его трансляцию на всю планету. Кто-то из ребят пошутил, что в следующий раз можно было бы запустить рекламу с призывом поступать в КАИ... Не зря же он пуп земли.

Несмотря на то что в создании космического аппарата принимали участие казанские ребята, гарантии того, что они будут поступать именно в КНИТУ, нет никаких. Ребята одаренные, и с их баллами на ЕГЭ для них открыты двери ведущих вузов страны. Но, по словам Динара Габидуллина, главное, что школьники поучаствовали в историческом проекте - создании первого спутника университета. И те компетенции, которые они получили, работая над поставленными задачами, не пропадут даром.

P.S.

А пока в лицее и вузе готовят вторую звездную команду. Дело в том, что в университете подали заявку на грант на участие в еще одном подобном проекте. И в случае успеха на орбиту отправится новый спутник, уже совсем с другими задачами.

Что же касается нынешнего обитателя космоса, то вряд ли он доживет до следующего Дня космонавтики. Обычно жизнь таких наноаппаратов длится около года. Потом начинают отказывать солнечные батареи, а значит, и жизнеспособность спутника подходит к нулю. После этого он превращается в космический мусор и сгорает в атмосфере.