Нужны ли школе и родителям "законные" отношения

В Госдуме хотят дать родителям право накладывать вето на решения администрации школы.
Главное для школы - доверие. Оно делает глубже и прочнее отношения и детей, и взрослых.
Главное для школы - доверие. Оно делает глубже и прочнее отношения и детей, и взрослых. / Сергей Михеев

"Мы привыкли, что родительские комитеты собирают деньги на подарки учителям, покупают цветы. В лучшем случае - организовывают школьные экскурсии. Сейчас это орган без властных полномочий, а его решения - лишь рекомендации", - пишет в своем телеграм-канале автор инициативы - член Комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова.

Что предлагается?

Родители должны участвовать в принятии решений по вопросам корректировки школьного питания, введения обязательной школьной формы, ремонта школы, обновления оборудования, запрета на использование телефонов во время уроков, - таков предварительный набор родительских прав. Кроме того, родители должны иметь возможность "заблокировать" решения руководства школы, если они противоречат видению большинства родителей, уверена автор инициативы.

Школа и родители должны слышать друг друга. Казалось бы, все так. Правда, если мы откроем Федеральный закон "Об образовании в РФ", то прочитаем: "Родители... имеют право... защищать права и законные интересы обучающихся, ...принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации..." (ст. 44 п. 3).

Кажется, нас снова пытаются вернуть к понятию "образовательная услуга". Школе опять хотят диктовать, что делать?

Нужны ли школе и родителям дополнительные "законные" отношения? "РГ" спросила об этом директора Центра образования N 686 "Класс-Центр" Сергея Казарновского. В образовании Сергей Зиновьевич уже более сорока лет, а родители в его школе - активные участники всех мероприятий.

- Мне кажется, нас снова пытаются вернуть к понятию "образовательная услуга", от которого мы вроде бы только что избавились. Школе опять хотят диктовать, что делать? - размышляет Казарновский. - Вообще, более конфликтного места, чем школа, на земле не существует. Я давно здесь и знаю: масса проблем решаются в школе лишь одним способом - авторитетом директора. И никакие законы не справятся лучше.

Надо учиться договариваться. Я всегда стараюсь детям объяснять, что при всем уважении их прав и свобод в школе есть так называемое "соподчинение". Можно не хотеть пересаживаться за другую парту на уроке, потому что это твое личное пространство, но нужно помнить, что урок - это еще и пространство учителя.

Родители - тоже участники образовательного процесса, напоминает директор. Скидывать это со счетов никто не вправе.

- В нашей школе мы можем разговаривать с родителями о любых проблемах. Выпускной? Обсуждаем. Не устраивают возможности школы? Договоримся, выдадим ребятам аттестаты, а выпускной пройдет так, как решит большинство, - рассказывает Сергей Казарновский. - У нас есть и местная некоммерческая организация "Родители в помощь школе" - и они помогают, в том числе финансово. Мы составляем смету, родители ее или утверждают, или нет. Убежден: главное для школы - доверие. Оно делает глубже и прочнее взаимоотношения, вызывает желание учеников, родителей и учителей общаться через десятилетия после последнего звонка. По-настоящему, все внутри школы завязано на качество человеческих отношений.

А маму спросили?

Инициативу пока еще только планируется оформить в законопроект, но она, что называется, задела за живое. Вот что думают об этом родители из разных городов России.

Елизавета Смирнова, Москва:

- Вето - право сильнейшего. Ну или "опытнейшего". Вряд ли надо в который раз разводить родителей и школу по разным углам ринга. Выстроить достойные коммуникации с родителями - да, важно. И в этих коммуникациях слышать друг друга надо научиться обеим сторонам. Но чего не хватает лично мне как маме в общении с руководством школы? Возможности привлекать внимание к спорным вопросам и проблемам без привлечения внимания администрации к моему ребенку. Если я, председатель родкома, скажу, что в туалете на втором этаже нет мыла, услышат не общую проблему, а "маме Смирнова снова не хватает мыла". Так было уже не раз. Как сбить эту связку? Я как родитель и как глава родкома хотела бы влиять на подобные ситуации.

Павел Скобейко, Ярославль:

- Сама мысль, может, и не плоха. Например, так можно было бы раз и навсегда поставить точку в вопросах школьной формы. В нашей школе она точно не нужна. Еще хотелось бы закрепить добровольное участие в разных мероприятиях. А то чуть ли не каждый месяц нужно "срочно проходить олимпиаду".