Депутат предложил наказывать мотоциклистов за превышение уровня шума с помощью автоматических камер. Возможно ли это?

Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов направил письмо начальнику Госавтоинспекции МВД России Михаилу Черникову, в котором предлагает использовать искусственный интеллект для выписывания штрафов за городской шум, сообщает РИА Новости.
Наказать водителя сильно ревущего мотоцикла по нашим законам сложно.
Наказать водителя сильно ревущего мотоцикла по нашим законам сложно. / EPA

По данным департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, говорится в обращении депутата, до 70% территории города подвержены сверхнормативному шуму от различных источников. Особенно острой ситуация в Москве становится с приходом весны и началом мотосезона.

"Стремительно развивающиеся технологии позволяют вывести этот процесс на качественно новый уровень. Прошу вас рассмотреть возможность внедрения пилотного проекта по оснащению камер видеофиксации в Москве программами на основе искусственного интеллекта, которые могли бы фиксировать нарушения допустимого уровня шума от транспорта, в том числе мотоциклов и скутеров", - говорится в письме.

Идея не нова. Еще в 2021 году соответствующая инициатива исходила от мэра столицы Сергея Собянина. Более того, были подготовлены поправки в Кодекс об административных нарушениях. Дело в том, что по действующему сейчас КоАП привлечь за превышение уровня шума автоматически, даже с помощью самых современных и навороченных камер, просто невозможно. За такое нарушение существует отдельная специальная норма КоАП - статья 8.23. Согласно ей, эксплуатация автотранспорта гражданами с превышением уровня шума карается предупреждением или штрафом 500 рублей. Но возможность вынесения штрафов в автоматическом режиме не распространяется на эту статью.

Сейчас привлечь за превышение уровня шума автоматически, даже с помощью самых современных камер просто невозможно

Проект поправок предусматривал ее включение в список норм, за которые наказывают автоматом. Кроме того, он предусматривал увеличение штрафа за это в 10 раз - до 5 тысяч рублей. Проект поправок был поддержан правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Хотя в отзыве на него правительства было указанно, что увеличение штрафа в 10 раз ничем не обосновано. Кроме того, необоснованно также введение дифференцированного наказания в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

В Москве даже был проведен эксперимент. Были установлены несколько камер, которые фиксируют такие нарушения. Они были оборудованы четырьмя направленными в сторону проезжей части микрофонами на Х-образном креплении. Приборы фиксировали звук, а также снимали фото и видео. Для работы ночью на них был предусмотрен инфракрасный датчик. Предполагалось, что постановление об административном наказании будут включать панорамную фотографию с траекторией проезда машины или мотоцикла, а также информацию об уровне произведенного транспортным средством шума в нескольких точках по ходу движения.

Однако и тут возникли вопросы. До вступления в силу положений законопроекта необходимо обеспечить утверждение типа средства измерений, то есть шумомера. Соответствующая аппаратура должна быть сертифицирована.

В общем, проект так и не был принят.

Как рассказал "РГ" эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, проблема по сравнению с 2021 годом никуда не ушла. Во-первых, нет методики измерения шума от движущегося автомобиля. Звук на разном расстоянии - разный. В 2 метрах он один, в 4 метрах - другой.

В Техническом регламенте Таможенного союза прописано, как измерять шум автомобиля. Датчик должен быть расположен на расстоянии полуметра от выхлопной трубы под углом 45 градусов. И как эти параметры обеспечить для движущегося транспортного средства?

Кроме того, нет понимания, как выявлять ошибки. Едут несколько машин в соседних рядах с одной скоростью. Какая из них шумит? У нас часто камеры фиксации скорости считывают скорость мотоциклиста и привязывают ее к номеру спокойно едущего автомобиля. А звук ко всему прочему еще отражается.

Все нарушения, выявляемые камерами, можно проследить по фото визуально. В том числе скорость по положению соседних машин. А как визуально определить громкий автомобиль?

В общем, штраф выписать можно, а доказать его обоснованность сложно, резюмирует эксперт. По его мнению, это могло быть основанием для остановки машины или мотоцикла. Чтобы инспектор разобрался, что, кто и почему шумит. А так это будет лотерея в обе стороны.