В Париже аренду электросамокатов запрещают. А что ждет Россию?

Рынок аренды самокатов (кикшеринг) в России растет примерно на 60 процентов в год и с такими показателями опережает мировые темпы в четыре раза. Пока электросамокаты стремительно распространяются в городах, пешеходы копят раздражение. После запрета мэрией Парижа аренды электросамокатов подобные идеи стали обсуждать и в России. Муниципальные власти французской столицы говорят, что приняли такое решение по итогам прошедшего референдума. Но горожан, пользующихся самокатами, всегда заведомо меньше тех, кого эти самокаты раздражают, так что вряд ли итоги референдума можно считать справедливыми, считают эксперты. Тем не менее проблема назрела, признают они.
Для многих электросамокат уже давно стал реальной альтернативой велосипеду или автомобилю.
Для многих электросамокат уже давно стал реальной альтернативой велосипеду или автомобилю. / Софья Сандурская/АГК "Москва"

В России кикшеринг развивается в уникальных условиях - много городов миллионников. В России их 12, а даже в США - всего 10, не говоря уже про страны Европы. К тому же в России разрешено передвигаться по тротуарам на электросамокате и велосипеде, тогда как в Европе и США это запрещено во многих городах, передвижение возможно строго по выделенным полосам.

Экологичный, но опасный

"Одна часть общества, включая и меня, считает, что надо запретить. Электросамокат - довольно увесистая конструкция. Когда на обычном тротуаре самокат налетит на пешехода, тот получит серьезные травмы", - говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Допустим, самокаты должны ездить по проезжей части. Но тогда при столкновении с авто серьезно пострадает самокатчик.

Но есть и другая точка зрения, добавляет Блинкин. Многие говорят, что самокаты - это отличная альтернатива автомобилям. Самокаты хороши с точки зрения экологии, разгрузки улиц. А вопросы безопасности можно решать административным путем.

Нужно научиться администрировать уже имеющиеся ограничения. Делать это придется вручную: инспекторы должны стоять на каждом тротуаре и останавливать водителей электросамокатов и штрафовать их". Вот только инспекторы ГИБДД и так в дефиците.

Воздействовать нужно и на прокатные организации. Теоретически они должны делать какой-то отбор, прежде чем сдавать самокат в аренду. Однако разумных правовых механизмов, чтобы отфильтровывать, кого "впускать за руль" электросамоката, а кого не впускать, пока нет.

Раньше самокаты с автомобилями уживались. Сейчас - не очень. Фото: Игорь Зотин/ТАСС

Москва запрещать не будет

Власти российской столицы не собираются вводить запрет кикшеринга "по французскому образцу", - заявил "РГ" председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. "Мы только выстраиваем правила использования средств индивидуальной мобильности (СИМ), - подчеркнул глава городского парламента.

Впрочем, хотя у кикшеринга в Москве установлен автоматический скоростной лимит 25 км/ч в обычных зонах и 15 в "тихих", тротуарные лихачи все равно сбивают людей. Некоторые "драйверы" не соблюдают и даже на инстинктивном уровне не хотят понимать элементарных правил. С другой стороны, и пешеходы то и дело выбегают или выходят погулять на велодорожки.

Штрафы вместо запретов

"Я не сторонник запретительных мер и ничего критичного в использовании самокатов не вижу", - говорит представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Олег Таратухин. В Екатеринбурге пока не устанавливают территории, запретные для самокатов, есть только ограничения скорости до 15 км/ч на некоторых улицах. Возможно, в будущем появятся и территории "без колес", считает он.

"Электросамокаты набирают у нас популярность. Есть случаи ДТП с их участием, но их немного", - рассказывает начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Ростовской области Александр Мухин. В Ростовской области решаются вопросы увеличения велосипедных дорожек, по которым можно ездить на электросамокатах, и предоставления для них специализированных площадок в зоне отдыха на левом берегу Дона и по улице Пушкинской, отмечает он и добавляет, что запрещать пока ничего не стоит.

"Мне, новосибирцу, в обычной жизни электросамокат не нужен. Но когда я приезжаю в Москву или Санкт-Петербург, то с удовольствием беру в аренду самокат", - говорит руководитель Федерации автовладельцев России по Новосибирской области Вячеслав Ашурков. В Новосибирске дорожек нет, однако меры для регулирования нового вида транспорта принимают. Заключили соглашение с компаниями, предоставляющими самокаты в аренду, в котором закрепили ограничение по скорости в местах большого скопления людей.

"Я считаю, что запрещать кикшеринг не надо", - считает Юрий Лебедев, депутат Законодательного собрания Нижегородской области, экс-мэр Нижнего Новгорода. По его словам, есть опыт делать для электросамокатов специальные дорожки, нужно на региональном законодательном уровне ограничивать скорость движения электросамокатов, закрывать для них "густонаселенные" пешеходные улицы, пресекать катание по двое и по трое, штрафовать за нарушение Правил дорожного движения.

"Запретами мы прогресс не остановим. Разумеется, надо повышать меры безопасности, вводить какие-то ограничения для самокатчиков", - говорит представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. Те, кто арендует самокаты, занимают ничтожную часть на дорогах, а основная масса самокатов находится в частных руках, и владельцев никто не ограничивает, добавляет он. Сбивают самокатчиков в основном на зебрах, куда они неожиданно выскакивают. Нужно, чтобы они переходили, а не переезжали дороги. "У нас гаишники любят на зебрах дежурить, водителей ловить. Вот хорошо бы, чтобы и с самокатчиками они работали", - добавляет он.

А в Санкт-Петербурге идет процесс подписания соглашения кикшеринговых компаний с комитетом по транспорту города. Один из пунктов - ограничение скорости в центре Северной столицы и на Петроградской стороне до 15 километров в час. Под запретом выезд на Дворцовую, Сенатскую, Исаакиевскую площади, Невский проспект, ряд улиц и парков.