На мероприятиях анонсировали важное событие для всей высокоширотной зоны РФ - начало создания первого "Арктического квартала", который вырастет в Поморье на новой территории опережающего развития.
- Рассмотрим создание ТОР в Архангельской области и реализацию в рамках этой территории программы "Арктический квартал". Мы начали эту работу на Дальнем Востоке. В принципе, она демонстрирует неплохие показатели. Мы видели рост объемов строящегося жилья и снижение цены. Здесь задача тоже такая же. Нам надо добиться снижения цены. Пока стоимость жилья в северных регионах достаточно высокая и сильно превышает стоимость в центральных территориях РФ, - рассказал на брифинге по итогам заседания Госкомиссии зампред правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Отметим, что проект "Арктический квартал" касается государственной поддержки жилищного строительства. Он предполагает преференциальный режим ТОР с полным пакетом льгот для бизнеса. При этом инженерную инфраструктуру создадут за счет бюджетных инвестиций. Этот механизм позволит построить жилье, в том числе для нуждающихся категорий граждан.
По словам губернатора Поморья Александра Цыбульского, Архангельская область готова стать пилотным регионом для запуска программы:
- У нас уже созданы необходимые условия, а регион входит в число лидеров среди арктических субъектов по объему вводимого ежегодно жилья (в целом по области в 2021 году введено 422,6 тысячи квадратных метров, в 2022 году - 426,4 тысячи квадратных метров). В области работает ряд крупных застройщиков, которые оказывают существенное влияние на развитие жилищного строительства в регионе. Спрос на доступное жилье, в том числе для решения задачи ликвидации аварийного жилья, превышает предложение.
Для старта новой программы в Архангельске определили четыре свободных земельных участка в самом "молодом" округе города - Майской Горке. Здесь планируется построить 200 тысяч квадратных метров квартир, причем уже на первом этапе заявка составит не менее 70-80 тысяч квадратных метров жилья.
На новой территории опережающего развития в Поморье планируется также создать промышленный парк для малого и среднего бизнеса. Это требование времени - в регионе сейчас острый дефицит участков, обеспеченных инфраструктурой и готовых для размещения производств. Уже сегодня поступают запросы от 20 потенциальных инвесторов с планируемым объемом инвестиций около пяти миллиардов рублей.
В правительстве назвали и наиболее перспективное место для архангельского ТОР - это район заброшенного с советских времен приборостроительного завода. На первом этапе площадь ТОР может составить 33 гектара, а в перспективе, при сохранении спроса, еще 44 гектара.
В списке проектов - производство частей для лесной техники (харвестеров и гидроманипуляторов), производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, строительство завода по производству железобетонных изделий. Общий объем инвестиций составляет более двух миллиардов рублей. В перспективе предусмотрены дополнительные земельные участки для логистических проектов, ориентированных на развитие Северного морского пути.
Поддержать создание в Архангельске "Арктического квартала" и ТОР призвана также "Единая субсидия", действие которой распространяется теперь и на высокие широты. Как рассказал "РГ" министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, "всего на бюджетную трехлетку выделено 7,8 миллиарда рублей, реализуется более 80 важнейших проектов". По словам главы Минвостокразвития, субсидия позволит сбалансировать две главные составляющие развития АЗФР - социальную и экономическую:
- Этот же инструмент позволит нам приступить к созданию "Арктических кварталов" и обустройству индустриальных парков - чтобы диверсифицировать экономику, обеспечить импортозамещение и создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Юрий Трутнев отметил, что Поморье - один из лидеров РФ по количеству резидентов Арктической зоны: сегодня в регионе реализуются проекты 170 компаний. Вице-премьер поручил Минвостокразвития РФ, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики интенсифицировать работу по привлечению инвесторов, а также усилить взаимодействие с ними.
На заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики был также представлен проект комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла. Он включает создание нового глубоководного порта мощностью около 40 миллионов тонн грузов в год, дноуглубительные работы, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры.
Архангельский транспортный узел, по словам Александра Цыбульского, является одним из ключевых центров перевалки грузов для действующих и перспективных арктических проектов. Причем позиции его значительно укрепились в силу новых геополитических и экономических условий. Высокий спрос открывает дорогу инвестициям. К примеру, за минувшие полтора года Архангельский морской торговый порт приступил к строительству новых и реконструкции действующих грузовых площадок и причалов, ввел в эксплуатацию отдельный участок упаковки и комплектации грузов в терминале "Экономия".
Сейчас план развития Архангельского транспортного узла проходит согласование на федеральном уровне. Юрий Трутнев поручил профильным министерствам в течение двух недель представить в правительство РФ доклад с конкретизацией документа.