- Это выдающиеся художественные произведения и очень ценные исторические памятники, - подчеркнула хранитель живописи XVIII века Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева. - Портрет Петра был написан в 1711 году, когда император ездил на свадьбу своего сына царевича Алексея в Карлсбад и Торгау, он прижизненный. А работа Гроота интересна тем, что императрица очень гордилась своей красотой и вместе с тем была умна. Гроот угодил ей.
Еще один новый парадный императорский портрет Эрмитаж приобрел в конце прошлого года также при поддержке меценатов. Александр Третий изображен на нем в парадном мундире с лентой ордена святого Андрея Первозванного.
- После 1917 года портреты бывших хозяев были изгнаны из своих владений, - говорит Вячеслав Федоров, заведующий отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа. - Мы очень долго искали изображение Александра III и очень быстро приобрели. Особенность манеры художника Николая Шильдера - исключительная фотографическая точность, то есть интерес представляют все детали картины.
Как признаются "эрмитажники" (так они сами себя называют), пополнять коллекцию музея сложно, а пополнять постоянную экспозицию - еще сложнее. Однако год за годом с помощью благотворителей музею это удается. Это даже приводит к расширению сферы интересов. Например, ранее Эрмитаж не собирал актуальное искусство - сегодня в Восточном крыле Главного штаба в одном из залов памяти Фаберже выставлена коллекция современных камнерезных миниатюр, большинство экспонатов которой музей получил в дар. В День мецената ее пополнила скульптура "Крысиный король" петербургского мастера Вячеслава Иванова - резная агатовая фигурка, исполненная с удивительным, ювелирным мастерством.
- Михаил Борисович (Пиотровский - прим. "РГ") сдержал свое слово, и у современных художников по камню появился свой зал, - отметил бизнесмен и меценат Максим Арцинович, передавая директору Эрмитажа новый дар.
Научная библиотека Эрмитажа приняла еще пять нумерованных экземпляров с вклейкой авторских гравюр: издательство "Вита Нова" продолжило традицию дарения книг из серии "Священные тексты"
Роскошное библиофильское издание либретто и партитуры балета "Щелкунчик", приуроченное к 20-летию его постановки Михаилом Шемякиным, преподнес генеральный директор издательства "Редкая книга из Санкт-Петербурга" Петр Суспицын. А всего в течение 2022 года и с начала 2023-го коллекции Эрмитажа пополнил 541 предмет на общую сумму более 200 миллионов рублей.
- Весь наш праздник - праздник личности, возможность не просто сказать спасибо, но и предъявить обществу лучших людей страны, - подчеркнул директор музея, - это определенный срез культуры и культурных интересов страны.
Кстати
День мецената в России празднуют в день рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената, имя которого стало нарицательным. В Эрмитаже хранится картина Тьеполо "Меценат представляет Августу свободные искусства", а саму дату вычислили по оде Овидия. Второе неофициальное название праздника "День спасибо" - это как бы знак общественного признания меценатской деятельности. В этом году Михаил Пиотровский предложил городскому правительству учредить звание "Меценат Санкт-Петербурга".