В ведении городского департамента образования и науки - 48 колледжей, учащиеся которых осваивают 150 рабочих специальностей. У каждого колледжа, конечно, есть свои предприятия и организации, на базе которых студенты проходят практику. Но с нового учебного года 14 колледжей начнут подготовку 1,7 тыс. будущих авиастроителей для госкорпорации "Ростех" (она включает такие крупные структуры как Объединенная двигателестроительная корпорация, "Вертолеты России", "КРЭТ", "Технодинамика" и проч). Столь крупный заказ на своих выпускников столичные колледжи получили впервые.
В этом году на территории Государственного космического НПЦ им. Хруничева должно завершиться строительство Национального космического центра. Развиваются новые предприятия, связанные с беспилотными летательными аппаратами. Кадры надо готовить заранее. Чтобы выпускники пришли максимально готовыми к реальной работе, "Ростех" совместно с Департаментом образования и науки правительства Москвы разработали учебную программу под свои требования.
В результате на занятиях теперь 70% времени отдается получению практических навыков на площадках госкорпорации и лишь треть часов - теории за партами колледжа. Среди предметов появились мехатроника и мобильная робототехника, производство авиадвигателей, монтаж, техобслуживание, ремонт электронных приборов и устройств. И конечно, не обошлось и без беспилотников.
Программу "Ростеха" сейчас обкатывают несколько средних профессиональных учебных заведений. В Московском государственном образовательном комплексе, например, в проекте участвуют пока всего три группы (75 первокурсников). "Практика на предприятии проходит с первого курса обучения, - рассказал "РГ" директор МГОК Юрий Тарасенко. - Так что за 3-4 года обучения учащиеся смогут освоить не менее пяти профессий, став мультиквалифицированными специалистами".
Студентка факультета "Мехатроника и мобильная робототехника" Таисия Савельева за первый год обучения прошла практики по слесарному делу, фрезерованию и работе на токарном станке. Обычно эти три разных направления работы с металлом проходят за два-три года. "В будущем я планировала заниматься робототехникой, создавать электропротезы для людей, - рассказывает девушка. - Но и авиастроение оказалось интересной темой. В любом случае, знания по обработке металла пригодятся, прокормят".
Самым запоминающимся для Таисии стало задание выточить макет Останкинской телебашни.
Ее сокурсник Степан Лонченко отметил еще один плюс нового формата обучения - после его окончания не нужно искать работу: "Возьмут туда, где проходил практику, если учился хорошо".
Бонусом партнерских программ для студентов служит повышенная стипендия. "Ростех" выплачивает отличникам по 14 тыс. рублей в месяц и по 10 тыс. рублей - "хорошистам". На время производственной практики учащихся трудоустраивают с зарплатой 24 тыс. рублей в месяц.
Это неплохо для студента колледжа, в обычное время получающего стипендию гораздо меньше. "Сегодня студенты МГОК старших курсов часто уже имеют постоянное место работы, - говорит Юрий Тарасенко. - Таких мы переводим на индивидуальный учебный график, позволяющий совмещать работу и обучение".
Помимо МГОК программа по авиастроению добавилась и в колледжах архитектуры, дизайна и реинжиниринга N 26, Западного комплекса непрерывного образования, политехнического колледжа N 8 им. Павлова, Московского издательско-полиграфического колледжа им. Ивана Федорова, Московского образовательного комплекса им. Виктора Талалихина, образовательного комплекса "Юго-Запад", политехнического колледжа им. П.А. Овчинникова, Московского технологического колледжа, политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова.
Прием в колледжи на новый учебный год начнется с 20 июня.