Число пользователей ЭДО при этом выросло в среднем по стране на 21 процент, в Свердловской области - на 8, и тому есть несколько причин. Во-первых, государство поощряет переход на безбумажный документооборот, закрепляя его приоритет на законодательном уровне. К примеру, с прошлого года новых сотрудников обязали подключаться к системе кадрового ЭДО организации, что требует оформления электронной подписи. Во второй половине 2022-го в сфере грузоперевозок заработала информационная система электронных документов, и к марту 2023-го бизнесу представили форматы электронных путевых листов, заказа-заявки и договора фрахтования.
Второе условие - востребованность нового формата, причем не только у госструктур и крупных частных компаний.
- Спрос на ЭДО повысился и у малого и среднего бизнеса. В первом квартале 2022 года нашим сервисом пользовалось 79 процентов субъектов МСБ, а в этом - уже 82. Электронный документооборот помогает им сократить издержки, уменьшая затраты на печать и доставку бумаг, и ускоряет бизнес-процессы: не нужно ждать отправки документов и подписи контрагента по почте или с курьером, - отмечает директор департамента программных продуктов в "Контуре" Илья Бублик.
В-третьих, тогда как в логистике и найме кадров переход на онлайн-отчетность только начинают вводить, участники оборота маркированной продукции используют ее давно. За прошлый год она стала необходимым условием работы для восьми товарных групп, отчего в лидеры по темпам прироста электронного обмена данными вышли продавцы товаров повседневного спроса и предприятия общепита.
Тем не менее, хотя ЭДО действует в стране уже более десяти лет, его внедрение в новых сферах все еще идет медленно.
- Барьерами становятся недостаточные компетенции персонала, законодательные ограничения и отсутствие ЭДО у широкого круга участников рынка. Но объем его использования растет и география расширяется благодаря переводу многих процессов в цифровой формат и развитию нормативной базы. Ведь ЭДО дает ряд преимуществ: скорость совершения операций, необходимость ведения учета только в электронном виде, снижение числа технических ошибок и т. д., - уверена Татьяна Маслевич, завкафедрой управления бизнес-процессами факультета рыночных технологий института отраслевого менеджмента РАНХиГС.
Наибольший рост использования цифрового документооборота зафиксировали в Дальневосточном и Южном федеральных округах. Аналитики поясняют, что максимальные показатели демонстрируют регионы, которые ранее не были активно вовлечены в процесс. Традиционными же лидерами по количеству пользователей остаются Москва (17,5 процента), Московская область (7,4), Санкт-Петербург (6,9) и Свердловская область (5,5).
Кстати
По оценке Минцифры, 60 процентов документооборота между бизнесом и органами власти к 2024 году будет вестись в электронном виде.