Все мы озабочены тем обстоятельством, что преподаванию обществознания уделяется в нашем профессиональном сообществе неоправданно мало внимания. На наш взгляд, это вступает в противоречие с миссией предмета в контексте его роли в формировании мировоззрения наших школьников.
У меня как у ректора есть и прагматические опасения. По нашим данным, именно предмет "обществознание" находится в первой тройке предметов, результаты ЕГЭ по которым предъявляются при поступлении в вуз. Например, как мне известно - для того, чтобы стать педагогом - обществознание необходимо сдавать при поступлении на большинство специальностей.
Зайдите на сайт РГПУ имени Герцена - и вы обнаружите, что русский язык будет востребован на 92 программах (бакалавриат и специалитет), химия - 8 программ, физика - 9 программ, обществознание - 64 программы, по действующему положению все программы по направлению 44.03.01 и 44.03.05 (то есть все учительские специальности) требуют предъявления результатов ЕГЭ по обществознанию.
Мир стремительно меняется, разобраться в его динамике и хитросплетениях порой непросто и взрослым людям. Как часто мы обнаруживаем беспомощность в обсуждении с близкими и коллегами сложных вопросов современной политики, перспектив развития, вопросов справедливости, права. Представьте себе - как трудно, когда задача понимания и поиска ответов падает на плечи молодого человека, у которого нет еще богатого жизненного опыта, чьи решения спонтанны, а часто продиктованы случайными советчиками.
Очень важно, что министерство просвещения инициировало, а педагоги взяли на себя реализацию важной инициативы "Разговоров о важном"; но все мы с вами не только педагоги, но и родители, и члены общества - мы знаем, как еще далек от совершенства этот проект, как непросто нашим классным руководителям, как им нужна сегодня грамотная поддержка коллег, экспертов.
Для всех нас понятно, что именно курс "Обществознание" (наряду с родным языком, литературой и историей) должен занимать ведущую позицию при решении мировоззренческих проблем; кому, как не нашим обществоведам, становиться инициаторами и проектировщиками этих разговоров с детьми и взрослыми о самом важном - о нравственных и духовных ценностях российского общества. Однако первичные опросы школьников и педагогов показывают, что учителя обществознания в единичных ситуациях выступают лидерами, вовлеченными в реализацию программ духовно-нравственного развития школьников (программы воспитательной работы), что в ситуации введения таких практик, как "Разговоры о важном", кажется неправомерной расточительностью.
Не буду скрывать - вузовское сообщество (в частности мои коллеги по СПбГУ: юристы, социологи, историки, экономисты и т.д.) не удовлетворено качеством подготовки абитуриентов по обществознанию. Мы задали себе вопрос - в чем проблема? Программа плохая, учебники плохие? Да, плохие.
В соответствии с программой современный учитель обществознания должен быть знатоком права, экономики, философии, социологии, политологии, психологии, то есть быть совершенно уникальным специалистом. Настолько уникальным, что стоит задуматься - а как же готовят этих уникумов. Заметим, что все отрасли, интегрированные в один предмет обществознания, ориентируются часто на разные модели описания и познания, методологию исследования и т.д. Можно предположить, что программы подготовки специалистов опираются на какие-то уникальные технологии, позволяющие создавать из суммы наук единое мировоззрение.
По нашей просьбе эксперты проанализировали 52 вузовские образовательные программы и обнаружили, что учителей обществознания готовят преимущественно (возможно, есть исключения, но мы их не обнаружили) в рамках программ подготовки учителей истории (программы "историческое образование"), а все перечисленные ранее составляющие просто суммируются как отдельные дисциплины. Кстати, эти же выводы подтверждаются и данными опроса. 92% учителей обществознания совмещают преподавание этого предмета с историей, при этом историю считают основным предметом, а обществознание - вспомогательным. Единицы учителей специализируются только на преподавании предмета "обществознание".
Средняя нагрузка в неделю - 11 часов обществознания (есть районы города, в которых средняя нагрузка по обществознанию - 6 часов), что точно заставляет учителя либо совмещать свое преподавание с другими дисциплинами, либо работать не в одной, а нескольких школах.
Возникает закономерный вопрос: а правильно ли выстроена модель подготовки учителей обществознания для современной школы? И правильно ли распределена система трудовых поручений? Может быть, было бы более рациональным совмещать работу учителя обществознания с работой организатора воспитательной работы, тогда школьный общественный уклад становился бы ежедневной площадкой для обществоведческой практики и социального проектирования?
Не скрою, СПбГУ решил внести свой вклад в решение этой задачи. По заказу Образовательного центра "Сириус" наши ученые - политологи, социологи, экономисты, философы, юристы, педагоги - разработали программу повышения квалификации для действующих учителей обществознания, задача которой не только ответить на актуальные вопросы педагогов (их сотни, и это вопросы, которые задают учителям ученики), но и показать им интегративную функцию ценностно-смыслового ядра в построении курса обществознания в российской школе.
На наш взгляд, такую функцию выполняет Указ президента России от 09.11.2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики посохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" или содержащиеся в указе ценностные установки. Сквозной рассказ об обществе через призму традиционных ценностей превращает совокупность дисциплин в единый предмет. Для этого в программе мы рассказываем, например, не о видах налогов, а о том, почему нельзя обойтись без налогов, можно ли не работать, зачем гражданину знания...
Мы попытались в этой и других наших программах не только ответить на запросы учителей и собрать хорошие источники, качественные цифровые ресурсы, консультации ведущих ученых нашего университета, а также актуальные методики преподавания предмета, но, повторю еще раз, - показать им интегративную функцию ценностно-смыслового ядра в построении курса обществознания.
Кроме дополнительных программ мы разработали магистерскую программу "Педагог для школы высоких технологий (обществознание)" для подготовки будущих учителей обществознания, которым предстоит преподавать предмет в условиях ускоренной цифровизации и достижения технологической независимости. Министерство науки и высшего образования поддержало нашу инициативу и выделило целевые бюджетные места, на которые смогут претендовать как выпускники классических университетов, осознавшие, что им интересно заниматься педагогикой, а обществознание - интересный предмет (те же историки, социологи, правоведы, экономисты, политологи), так и действующие учителя, стремящиеся освоить современные методы преподавания обществознания. Причем уже в этом учебном году, в сентябре 2023 года педагоги в современной вечерней форме без отрыва от работы смогут приступить к занятиям.
И здесь необходимо обратить внимание на еще одну проблему - проблему методов преподавания. Каждый из педагогов понимает, что методы изучения истории и методы изучения обществознания далеко не тождественны. Знание об обществе подвижно так же, как и само общество. Для нас важнее - не запомнить, а понять, не воспроизвести, а быть способным, опираясь напонимание принципов, - вывести правило, объяснить суть изучаемого. Анализ действующих программ и учебников нашими экспертами (а их мнение совпадает с мнением опрошенных учителей) показывает, что они катастрофически перегружены, часто перегружены второстепенной информацией, что приводит к формализму в преподавании и изучении. Соцопрос позволил уточнить проблемы, при изложении которых учителя испытывают затруднения. Отмечено, что наиболее перегружены и трудны для восприятия следующие темы: теория познания, мораль, международная экономика, право, политическое устройство общества.
Большинство учителей отмечают противоречия, которые содержатся в изложении права, международных отношений, экономики. Многие учителя (вопросы детей это подтверждают) считают, что они испытывают затруднения при изучении темы "Конституция Российской Федерации" (не обладают методиками, которые позволяют вдохновить детей на понимание сущности, сути и значения этого документа в жизни каждого человека и страны в целом).
Целый ряд тем нужно корректировать или убирать из программ. Поверьте, во время круглого стола и я, и мои коллеги - деканы и профессора университета - чаще всего спрашивали: а мы сами знаем ответы на эти вопросы? Зачем это изучать школьникам? На наш взгляд, действующие учебники ориентируют учащихся и педагогов не столько на осмысление и применение знаний в области обществознания на практике (гражданская позиция, вот чего не хватает!), сколько на запоминание и воспроизведение.
А чего же и в учебниках и программах не хватает? Чтобы ответить на этот вопрос, позволю себе еще раз вернуться к вопросу об обществознании как сумме дисциплин (философии, социологии, экономики, политологии, права и т. д.). Очевидно, что такая сумма не дает никакого эффекта для формирования целостного мировоззрения человека потому, что в каждой общественной ситуации себя проявляют все эти дисциплины одновременно.
На наш взгляд, пока ни один учебник не выполняет свою интегративную функцию. Разные разделы учебника написаны с опорой на противоречащие друг другу ценностно-смысловые постулаты, а порой авторы учебников пытаются в принципе исключить из текстов какие-то нравственно-смысловые ориентиры. При этом следует отметить, что эти подходы должны быть в полной мере реализованы, конечно, не только в учебнике, но и в рабочих тетрадях, прочей методической документации, а также в контрольно-измерительных материалах (включая ЕГЭ).
И в учебнике, и в методическом пособии должны не только излагаться факты, но и интерпретироваться приводимые данные, то есть должно быть выражено отношение авторов к излагаемому материалу, к тем или иным социальным явлениям, чтобы было понятно, как те или иные факты коррелируют с ценностно-смысловым ядром. И даже в тестовых заданиях важно выводить ученика на оценочные суждения о соотношении ценностей и действий.
По результатам анализа двух учебников по обществознанию (Обществознание: 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень: издание в pdf-формате /под. ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой - 4 изд., стер. - Москва: Просвещение, 2022 и учебника СПбГУ "Обществознание" под редакцией М.В. Пашкова) можно сделать вывод, что авторы корректно излагают официальную точку зрения по всем основным проблемам экономики, политики и структуры современного общества, однако методологически избранный ими подход далеко не всегда может быть признан верным, поскольку в ряде случаев отсутствует не только анализ/оценка, но даже и само по себе представление альтернативных точек зрения на те или иные вопросы.
Причем, к сожалению, особенно часто это касается тех вопросов, по которым ведется наиболее острая полемика и знание убедительных ответов на которые необходимо не только школьникам, но порой и самим учителям. В качестве самого простого примера можно привести материал из учебника издательства "Просвещение" (стр. 234), где излагается типология форм государственного правления (включая различные виды республик), но в качестве примеров приводятся исключительно зарубежные страны и статус Российской Федерации остается неопределенным: авторы излагают обоснованную информацию общего характера, но уклоняются от указания на положение России в обозначенной ими системе координат.
Уверен, что современные методологические подходы к преподаванию обществознания должны учитывать повсеместно используемые в настоящее время способы поиска, распространения и получения информации, характерные для информационного общества. Точно так же, как распространение книгопечатания радикально изменило формы и методы идеологической борьбы в XVI веке, распространение сети Интернет должно учитываться авторами современных учебников. Нельзя игнорировать наличие у учеников и их родителей возможностей мгновенного получения информации из альтернативных источников, поэтому замалчивание иной точки зрения никак не будет способствовать ее опровержению, скорее наоборот!
В первую очередь остановлюсь на материале, относящемся к вопросу современных методов международной экономической борьбы (стр. 106-107, 10-й параграф). Вместо того, чтобы честно и открыто поднять проблему незаконных ограничений в торговле, которые очередной раз стали оружием войны против России со стороны некоторых государств с 2014 года и по настоящее время, авторы "стыдливо" приравнивают термин "экономические санкции" к понятию "торговое эмбарго": "Экономические санкции (эмбарго) - наиболее радикальная из всех мер.
Представленная характеристика "экономических санкций" как одного из нетарифных методов регулирования международной торговли, применяемого главным образом "по политическим мотивам", верная, однако вопрос о незаконности, неправомерности торговых ограничений в отношении России полностью замалчивается.
Как и любые другие международные ограничительные меры, экономические санкции, если они не носят ответного характера, могут в соответствии с Уставом ООН вводиться только на основании решения Совета Безопасности ООН, а в противном случае образуют состав международного правонарушения. Очевидно, что об этом необходимо было рассказать школьникам, вместо того, чтобы просто игнорировать острую тему, затрагивающую практически каждого в нашей стране. К сожалению, описанных недостатков не лишен в полной мере и изданный в 2021 году Санкт-Петербургским государственным университетом трехтомный учебник "Обществознание" под редакцией М.В. Пашкова.
В качестве еще одного подобного примера назову материалы, посвященные вопросам семьи и брака. С одной стороны, авторы корректно описывают понятие брака как "признанную обществом форму отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи" (стр. 165), а с другой - говорят об альтернативных формах семейных отношений главным образом в историческом аспекте. При этом оценка современных альтернатив, которые известны большинству школьников, в учебнике не дается. И речь идет не только об однополых семьях, но и о семьях, сознательно отказавшихся от рождения детей, о полигамных семьях и т. п. Даже проблема незарегистрированного сожительства (т. н. "гражданский брак") лишь обозначается авторами, но никакой оценки описанному явлению нет.
Снова повторюсь, не имеет смысла прятать проблему или пускать ее на самотек - от этого она, скорее всего, не будет решена. Задача учителя - не просто сообщить школьнику о том, с какими вопросами он может столкнуться в своей жизни, но предложить ответы на них. В учебнике СПбГУ под редакцией М. В. Пашкова этот недостаток проявился в той же, если не в еще большей степени. Даже для научного издания по общественным наукам отсутствие анализа и оценки описанного явления будет недостатком, а уж тем более - для школьного учебника "Обществознание".
Не в полной мере соответствует стоящим перед современной российской школой задачам также и содержание параграфа 11 "Экономическая культура" (стр. 112-122). Напомню, что в указе от 09.11.2022 N 809 среди идеологических проблем названа проблема отрицания идеалов "созидательного труда" (п. 14).
Полагаю очевидным, что в учебнике следовало особо остановиться на раскрытии этого понятия, на оценке достоинств и недостатков, позитивных и негативных последствий распространения других ценностных подходов в указанной сфере. Однако авторы учебника рассматривают главным образом концепцию "творческого труда" и обозначают ее в качестве приоритетной, прямо предлагая школьникам и учителям разбираться с остальными подходами самостоятельно (!). Так же и в учебнике СПбГУ раскрывается только соотношение понятий "производительный труд" и "непроизводительный труд" (том 2, стр. 161-162), а термин "созидательный труд" не упоминается вовсе, но здесь надо учитывать, что последняя редакция этой книги была выпущена в свет в 2021 году.
Бесспорно, срочно необходимо возвращаться к теме проектирования образовательной программы по обществознанию и учебника. В основе проектирования курса и учебника должен лежать указ N 809. И вот здесь хотелось бы обратить особое внимание именно на вопрос о роли и значении традиционных духовно-нравственных ценностей.
Указ о традиционных ценностях, на мой взгляд, как я ранее уже отмечал на нескольких мероприятиях в Санкт-Петербурге и Москве, четко определил ценностное содержание российского права (а значит, и ценностное содержание всего того, что в соответствии с требованиями российского права должно происходить, включая преподавание обществознания).
Согласно ч. 5 указа, к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Следует обратить внимание на то, что данные ценности относятся к разным сторонам жизни и речь идет о чем-то одном, например о традиционных семейных ценностях, которые, конечно, крайне важны, только при этом стоит учитывать, что они находятся в системе и с другими ценностями, упомянутыми в указе).
С учетом всех высказанных замечаний необходимо подчеркнуть, что ценностное содержание права определяет содержание (толкование) всех видов правовых норм: как регулятивных (управомочивающих, обязывающих и запрещающих), так и охранительных. Но более того, ценностное содержание права, таким образом, определяет - в контексте нашей дискуссии - и содержание предмета "обществознание" (в тех, весьма многочисленных, моментах, которые касаются ценностных аспектов или моментов, косвенно определяемых содержанием ценностей).
Важно отметить и то, что если попытаться выделить среди перечисленных ценностей те, на которые необходимо обратить при преподавании обществознания особое внимание, у нас это не получится сделать. Каждая из отмеченных ценностей непосредственно связана с какой-либо стороной предмета - и такие очевидные в этом смысле ценности, как патриотизм, гражданственность и служение Отечеству, и такие более общие ценности, как гуманизм, милосердие и справедливость.
Все эти ценности определяют как то, о чем следует говорить (в том числе выбирая факты для интерпретации тех же исторических событий), так и то, как об этом говорить - и прежде всего, как об этом говорить новому поколению граждан Российской Федерации. Только тогда, когда в каждом разделе курса и в каждой главе учебника будет четко сформирована позиция внедрения, продвижения защиты традиционных для нас духовно-нравственных ценностей, только тогда такой курс будет иметь единый стержень. К слову, то, что такой учебник обществознания не захотят использовать в школах и вузах Великобритании, США и в других странах, надеюсь, не расстроит авторов учебника.