Россия наращивает поставки угля в восточном направлении

Эмбарго Евросоюза на покупку российского угля, вступившее в силу в минувшем августе, хотя и осложнило жизнь отечественных экспортеров твердого топлива, но не выбило отрасль из колеи. По итогам 2022 года было добыто 443,6 миллиона тонн угля, даже чуть больше показателей 2021-го. Объемы экспорта, правда, снизились на 7,5 процента, до 210,9 миллиона тонн, зато на 12,2 процента (до 172,42 миллиона тонн) увеличились поставки на внутренний рынок.
Виталий Тимкив / РИА Новости

Тем не менее именно экспорт был драйвером развития угольной отрасли в последние 20-25 лет и останется таковым в ближайшей перспективе. Добывающие компании активно вкладывались в развитие угольных терминалов в морских портах, только с 2010 года совокупный объем инвестиций в логистику и инфраструктуру составил около триллиона рублей. В 2021 году за рубеж ушло 223 миллиона тонн, из них чуть более 50 миллионов - конкретно в ЕС. Теперь европейский рынок потерян. Всего же с учетом утраты экспорта в недружественные страны предстоит перенаправить на иные маршруты около 70 миллионов тонн угля.

В принципе, этот объем без особого труда могут компенсировать КНР и Индия. Так, по словам заместителя председателя правительства РФ Александра Новака, оба государства продолжают наращивать импорт российского топлива. В 2022 году Китай купил 59,52 миллиона тонн нашего угля (плюс 11,2 процента), Индия - 16,7 миллиона тонн (плюс 148 процентов). "В октябре 2021 года был заключен меморандум с Индией на ежегодную поставку 40 миллионов тонн коксующегося угля до 2030 года. Это связано с планами страны диверсифицировать источники поставок и снизить зависимость от импорта австралийского угля. Рассчитываем, что к 2030 году экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона вырастет в полтора-два раза", - подчеркнул вице-премьер.

Казалось бы, пазл сложился: Индии надо диверсифицировать направления импорта, а нам - экспорта. Но проблемы возникли там, где ждали и где готовились, но, видимо, не особенно рьяно. В русле объявленного "разворота на Восток" в обозначенную сторону поехал не только уголь, но и все остальные грузы. И на Восточном полигоне стало тесно.

Также спрос на отечественное твердое топливо превышает возможности по его доставке. Взаимодействие энергетиков и железнодорожников ведется в режиме нон-стоп, чтобы найти консенсус между ростом объемов и соблюдением технологий и безопасности перевозок. Так что для угольщиков крайне важным является соблюдение сроков ввода объектов БАМ-1 и БАМ-2, считает замглавы минэнерго Сергей Мочальников. Также важна прозрачность и предсказуемость железнодорожных тарифов, стоимости перевалки в наших портах и стоимости фрахта. По мнению чиновника, 2023 год уйдет на то, чтобы сформировать новые логистические коридоры и пул партнеров, которым с нами по пути. В этом году экспорт, скорее всего, будет чуть ниже прошлогоднего, но начиная с 2024 года он станет расти.

Какие ресурсы необходимо для этого задействовать уже сейчас? "С учетом пропускной способности Восточного полигона стоит рассмотреть возможность доставки угля в Китай Северным морским путем, - сообщил "РГ" статс-секретарь Экологической палаты России, председатель Общественного совета при Росгидромете Вадим Петров. - Это полностью ложится в стратегию развития данного транспортного коридора, а в существующих условиях рестрикций однозначно послужит еще и точкой роста для СМП. В конце прошлого года Россия второй раз в истории уже направила сырую нефть через полярный круг в Жичжао, Китай. Этот путь является кратчайшим маршрутом в Восточную Азию: путь до КНР из балтийских портов России занимает в два раза меньше времени, чем при обычном маршруте через Суэцкий канал".

По мнению же доктора экономических наук, директора Института психолого-экономических исследований Александра Неверова, основная задача - расширить Транссиб и построить новые транспортно-логистические маршруты через Центральную Азию, Монголию. Первое место здесь занимает развитие железнодорожной инфраструктуры, второе - автомобильные дороги, считает он. И здесь ресурсы есть, в том числе через сопряжение проектов развития ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс - один путь".

Кратчайший маршрут для перевозки энергоносителей из балтийских портов России в Восточную Азию пролегает по Северному морскому пути

"По данным аналитиков, продажа угля с большими дисконтами, которые сейчас применяются к российским биржевым товарам, и даже поставки на рынок Азии через порты Северо-Запада позволяют сохранять высокую маржинальность бизнеса, - рассказывает кандидат экономических наук, основатель авторского экспертного проекта о транспорте N. Trans Lab Мария Никитина. - А при таких высоких доходах угольщикам следует инвестировать в создание альтернативных транспортных мощностей и возможностей, и хеджирование рисков будущего снижения цен. Это может быть покупка собственного флота или выход на рынок страхования. Также можно усиливать перевалку и бизнес-присутствие в портах Северо-Запада РФ, которые сейчас менее дефицитны. И конечно, рассматривать новые транспортные коридоры и маршруты в качестве альтернативных путей доставки своей продукции. Это может быть СМП или развитие коридора Север - Юг".

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова