Тем не менее и киноманы, и простые зрители были рады встретиться и пообщаться. На некоторые премьеры российских фильмов и сериалов было не протолкнуться. Что касается сериалов, такого раньше не наблюдалось: молодая программа "Первая серия" проходила ранее довольно тихо. Сейчас же на показы таких проектов, как "Мир! Дружба! Жвачка!" (третий сезон), "Райцентр", "Кошка" и других, набивались полные залы.
Стоит сказать, что нет худа без добра. С одной стороны, на фестивале практически отсутствуют фильмы из западных стран - из-за санкций, при этом все равно фильмы-участники представляют 64 страны. С другой стороны, те российские фильмы, которые ранее бы "прозвучали" не так ярко, сейчас смотрятся совершенно по-другому - они получают должное внимание в своей стране. Пример тому - фильм Светланы Проскуриной "Первая любовь", который вошел в основной конкурс (вторая российская картина в конкурсе - "14+" Андрея Зайцева).
В 2019 году картина Проскуриной "Воскресенье" также была в конкурсной программе, но говорили о фильме гораздо меньше, чем он того заслуживает: больше обращали внимание на гостей, чем на своих. Тем не менее это была талантливая и самобытная работа. То же можно сказать и о картине "Первая любовь". По сюжету две женщины, одна постарше - врач, другая помоложе - медсестра, едут в отпуск. Они отправляются в санаторий, который когда-то был популярной здравницей, а сейчас заброшен и принимает отдыхающих скорее "по инерции". Но у терапевта Анны с этим местом связаны самые теплые воспоминания.
Анну играет Марина Брусникина, которая сегодня больше известна многим как режиссер, чем как актриса, - тем неожиданнее видеть ее в этой роли. Для Анны работа гораздо важнее, чем личная жизнь. Она, похоже, уже перестала на что-либо надеяться. Лене (дебют молодой актрисы Лизы Кугай), наоборот, хочется покуражиться. Она ищет "кураж" и в других, и в себе самой. Яркий макияж, модные вещи - нет, она вовсе не махнула на себя рукой, как некоторые. Однако санаторий и его обитатели вызывают у двух женщин странные чувства - что-то тут не так. И первая же прогулка на лодке приводит не просто к запутанным зарослям, но и к запутанной чужой судьбе. Похоже, Анна и Лена стали свидетелями преступления. И совершил его странный тип - Георгий, в котором есть что-то дьявольски привлекательное - такие мужчины очень нравятся женщинам. Перед обеими "отдыхающими" ставится выбор - то ли немедленно уехать, то ли остаться и попытаться устроить свою личную жизнь на обломках другой...
Георгий - неожиданная и непривычная работа Игоря Верника, актера, казалось бы, далекого от авторского кино. Но у Проскуриной герой Верника обретает черты, позволяющие сравнивать его, например, с персонажами Джека Николсона. Такой же отрицательно-привлекательный, с одной стороны - охотник, с другой - добыча.
Казалось бы, в санатории ничего особенного не происходит, но в то же время чувства бурлят, люди, похоже, не в состоянии с ними справиться. После фильма возникает вопрос: почему "Первая любовь"? И ответов на него несколько. Обозреватель "РГ" обратилась к режиссеру с просьбой прояснить, какая версия правильная.
"Первая любовь - когда все до одного, каждый из нас, тянутся к светлому чувству, - ответила Светлана Николаевна. - Мы все хотим по большому счету только одного - любви. Независимо от возраста, интеллекта, таланта, возможностей... И это правильно - есть только эта реальность, но она трагична для человека, потерявшего полноту ощущений, себя, собственное жизненное пространство.
Один человек встретил другого и полюбил. Следующий шаг - уже трагичен. Он ведет к разрушению чувства, ты начинаешь узнавать партнера, у вас возникают друг к другу претензии, тайны, надежды... Ты так увлечен человеком, что хочешь обладать им, его жизнью и душой полностью.
Первая любовь - это как бы наша детская христианская душа, которая просит этой чудесной вещи. И нам кажется, если мы ее найдем, - жизнь задалась, а на самом деле начинается конфликт и беда. И чем более утонченный человек, тем быстрее он понимает: что- то с нами не так, как-то мы в любви располагаемся бездарно".
Приз зрительских симпатий:
"Черная луна", режиссер Тонатию Гарсия.
Приз жюри российской кинокритики:
"След зверя", режиссер Ненад Павлович.
Призы Федерации киноклубов России "Колючий взгляд":
Основной конкурс - "Черная луна" Тонатью Гарсиа.
Конкурс документального кино - "Ла Сингла", Палома Сапата. Особое упоминание жюри - режиссер Ненад Павлович, фильм "След зверя".
Программа российского кино - "Доктор" Артема Темникова.
Призы жюри Гильдии неигрового кино и ТВ:
"В храме Шаолинь", Хунюнь Сунь; "Отцы", Юрий Мокиенко.
Тем временем
Вечером 27 апреля на Торжественной церемонии закрытия были названы имена победителей 45-го ММКФ - их можно прочитать на нашем сайте www.rg.ru