Пассажиры предложили отменить запрет на провоз напитков в салоне самолета. Обновят ли правила авиаперевозок?

Пересмотреть правила, запрещающие провоз емкостей с жидкостью объемом более 100 мл в салоне самолета, предложило Общероссийское объединение пассажиров. Запрос направили в минтранс. По мнению экспертов, говорить о смягчении этой нормы пока преждевременно.

"Сейчас действует запрет на провоз жидкостей в объеме свыше 100 мл. При этом по сумме емкостей можно провозить до одного литра. Но техническое оборудование в аэропортах уже позволяет определять состав жидкостей (вода это или какие-то иные вещества)", - говорит руководитель общественной организации Илья Зотов. Эту норму можно отменить, причем изменения не потребуют внесения документа в Госдуму, достаточно скорректировать приказ минтранса.

В минтрансе "РГ" пояснили, что получили обращение и рассмотрят его.

Отмена нормы упростит полеты для многих пассажиров, считают в общественном объединении. Но против будут аэропорты, предполагает Зотов: "Мы лишаем их определенного рода доходов. Ведь при прохождении в чистую зону пассажир вынужден выбрасывать воду и покупать ее в аэропорту. Это возможность дополнительного заработка".

Руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что о смягчении требований, предъявляемых к жидкости, говорить пока преждевременно: "Отменить ограничения по объему провоза жидкости в ручной клади можно в двух случаях: если снизится уровень террористической угрозы или если будет повсеместно внедрено оборудование, позволяющее достоверно определять состав жидкости, провозимой в ручной клади. Первого мы пока не наблюдаем, компетентные органы, очевидно, не поддержат такую инициативу. Второе более реалистично, так как соответствующее оборудование действительно создано", - говорит он.

Как полагает Пантелеев, после завершения опытной эксплуатации и в случае повсеместного распространения соответствующих анализаторов было бы логично пересмотреть или отменить ограничение по провозу жидкостей.

Правила провоза жидкости, действующие в аэропортах сегодня, введены в 2007 году в Великобритании после публикаций об угрозах "жидкого террора". Многие эксперты авиаотрасли считают их устаревшими с учетом возможностей технического оборудования.

Фото: Инфографика "РГ" / Александр Чистов
А как у них?

На сайте итальянской авиакомпании ITA Airways указано, что пассажирам разрешено иметь в ручной клади жидкости в контейнерах емкостью не более 100 мл, которые должны быть помещены в прозрачный, повторно запечатываемый пластиковый пакет емкостью не более 1 л.

Во Франции давно говорят о том, что пора кончать со сложившимся 20 лет назад положением, когда авиапассажирам приходится впихивать в сдаваемый багаж пару бутылок "Шабли", потому что с собой можно брать только 100-миллилитровые малютки. В ближайшие год-два ситуация может измениться. В парижском аэропорту Орли тестируют 3D-сканеры, способные выявлять взрывчатые вещества в ручной клади, что позволит не оставлять жидкости в сумках или рюкзаках.

По другую сторону Ла-Манша в аэропорту Лондон-Сити уже используется эта технология, и в конце марта 100-миллилитровый лимит отменили. Теперь разрешается брать в ручную кладь бутылки, содержащие до двух литров любой жидкости.

Подготовили Нива Миракян (Рим), Вячеслав Прокофьев (Париж)