Нон-стопка

Депутаты Госдумы предлагают убрать с глаз долой алкоголь из прикассовой зоны. Стоя с корзиной еды в очереди на кассе и глядя на чекушки с водкой или коньяком, потребители спонтанно покупают и их. Запрет продаж спиртного на кассе лишит потребителя такого соблазна и снизит потребление алкоголя, считают авторы законопроекта.

Законопроект планируется рассмотреть уже в весеннюю сессию, рассказал "Российской газете" один из его соавторов, депутат Ярослав Нилов. Алкоголь не должен стоять у касс в открытом доступе, его нужно скрыть от глаз покупателя, уверен он. Приходя в магазин за хлебом, колбасой, молоком, покупатель обычно целенаправленно идет в эти отделы и не заходит в отдел с алкоголем. А на кассе покупатель невольно посещает этот отдел, и вместе со жвачкой или шоколадом он покупает спиртное, хотя изначально не планировал.

Расположение товара у касс стимулирует импульсивные покупки, иначе их там не выкладывали бы, соглашается руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Мелкая тара (чекушки, шкалики, мерзавчики, фунфырики и т.п.) и относительно небольшие суммы - отличный повод прихватить алкоголь на всякий случай или на дорожку. По подсчетам эксперта, около 60% всех продаж всяческих фунфыриков приходится именно на прикассовую зону. Чекушки водки на кассах дают примерно 20% продаж от общего количества реализованных бутылок.

Но на кассах есть не только водка, где решающее значение для покупки имеет все же цена. В основном навар с прикассовых продаж - за коньяком, виски, ликерами, винами в мелкой таре, считает он. Это может быть не только привычная чекушка на 250 мл - у касс стоят бутылки от 50 мл. А недавно один производитель коньяка выпустил "пробник" на 10 мл, говорит Шапкин. Чтобы не было лишнего соблазна, отделы с алкоголем вообще лучше изолировать, считает он.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, напротив, считает, что алкоголь никогда не был предметом спонтанного спроса. За ним всегда идут в магазин целенаправленно. Можно забыть купить хлеб или молоко, но спиртное - никогда, уверен он. Кроме того, запрет на выкладку в прикассовых зонах никак не снизит потребление алкоголя, как и другие запретительные меры. Например, в Финляндии действуют весьма жесткие ограничительные меры, но все равно алкоголь пьют 80% взрослого населения. Снижается потребление алкоголя только тогда, когда повышается уровень и качество жизни населения, говорит эксперт.

По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, запрет на продажи алкоголя в прикассовой зоне повлечет и дополнительные затраты со стороны бизнеса. Как минимум ретейлеры будут обязаны сделать перепланировку торгового пространства. И некоторые торговые форматы (алкомаркеты, традиционные магазины небольшой площади) технически не смогут выполнить это требование, поскольку их прикассовую зону либо сложно определить, либо она находится около полочного пространства.