Станислав появился на свет в семье польского дворянина. От отца будущему художнику достался нелегкий характер - вспыльчивый и замкнутый. Зато от мамы - лирический, ранимый и мечтательный склад души. Мать заметила в сыне художественное дарование и наняла ему учителя рисования.
Стасю было пятнадцать лет, когда мать внезапно умерла. Отец запретил ему даже думать о профессии художника. В 19 лет Станислав тайно уехал в Москву учиться живописи. Вскоре Левитан обратил внимание Третьякова на работы юноши и Павел Михайлович приобрел картину молодого живописца "Весенний вечер".
Левитана и Жуковского многое роднило. Оба много страдали от бедности, не были поняты современниками и оставались одиноки до конца своих дней.
Левитан открыл русским людям красоту самых обычных, примелькавшихся весенних овражков, сумерек на околице, стогов в ночном поле, заросших прудов и осеннего тумана.
Жуковский добавил к этому открытие того, что гармонично соседствовало с природой и было столь же привычно - русские усадьбы.
Я был еще мал и совершенно несведущ в живописи, но почему-то, попадая в прохладные залы нашей вологодской картинной галереи, невольно искал взглядом единственную имевшуюся там работу Жуковского - "Под вечер". Я часто топтался у этой маленькой картины. Сейчас она совершенно слилась у меня в памяти с детскими впечатлениями, с летними вечерами, когда сараи рыжеют от закатного солнца...
После революции началась травля художника. Излюбленные темы Жуковского стали "контрреволюционными". О его картинах писали редкие глупости. В одной газетной статье 1918 года художнику напоминали, что "интерьер стал неотъемлемой частицей общенародной собственности".
Жуковский оставил Петроград и продолжал работать в заброшенных холодных усадьбах на Верхней Волге, потом в домике на окраине Вятки.
Чтобы развязные граждане не приставали к нему с советами, а то и с угрозами, Жуковский выходил на пленэр по ночам. Из двадцати картин, написанных им в 1919 году, - семь ночных пейзажей.
Художник верил, что и при новом строе его искусство будет радовать и утешать людей. Он старался участвовать во всех крупных выставках. Но вскоре Жуковский был объявлен "стоящим вне круга настоящего искусства" и выставочные залы для него закрылись.
В конце 1921 года после оскорбительной журнальной статьи Станислав Юлианович нашел автора и, как рассказывают очевидцы, "дал ему пощечину и затем вторую пощечину журналом". Жуковского исключили из товарищества художников.
В 1923 году Станислав Жуковский навсегда уезжает из России. Его путь лежит в Варшаву. Но и на родине предков он не находит понимания. Мастер перебивается случайными заказами и продажей за бесценок своих старых работ.
О последних днях художника почти ничего не известно. Автору лучшей монографии о Жуковском искусствоведу Михаилу Иванович Горелову удалось в свое время разыскать владелицу варшавского антикварного магазина, которой в начале войны Станислав Юлианович передал на хранение свои картины.
Она сообщила, что все работы Жуковского погибли во время Варшавского восстания, а сам он попал в концлагерь в Прушкуве, том самом варшавском пригороде, где было последнее пристанище Януша Корчака и его маленьких воспитанников. Станислав Жуковский умер, не дождавшись освобождения, в 1944-м.
...Однажды я увидел этюд Жуковского "Старый дом" в Музее личных коллекций и не мог оторваться от него. Постояв, уходил, но снова возвращался.
На картине был дворик, угол деревянного дома, чуть смятые ливнем георгины, заросшие дорожки, скамейка. И тот час вечерний, когда уже темнеет, но какой-то тающий робкий отсвет проходит по дому прощальной волной.
13 мая исполнилось 150 лет со дня рождения художника Станислава Жуковского.
22 августа исполнится 165 лет со дня рождения великого князя Константина Романова, вошедшего в русскую поэзию под псевдонимом К.Р.
* * *
Мейнинген
13 мая 1885
* * *
13 сентября 1886
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru