Напомню, на территории города находится десять вокзалов. Самому старому, Ленинградскому, в этом году ему "стукнет" 172. А самому молодому, Восточному, на днях исполнится лишь два года. Отмечу так же, что Рижский вокзал временно не принимает пассажиров: там реконструируются пути для запуска МЦД-4.
Начну, пожалуй, с главного показателя, по которому оценивается любой транспортный объект - пассажиропотока. Абсолютным лидером стал Ярославский вокзал: за год с него отправляются 26 миллионов пассажиров. Значительная часть этого потока - жители Подмосковья, которые каждый день ездят на работу в Москву и обратно. Лишь около 3 миллионов пассажиров Ярославского пользовались дальними поездами, основная масса ездят на электричках. Второе место по потоку - у Курского вокзала (23,6 млн пассажиров), третье - у Казанского (17,8). В общей сложности у всех вокзалов Москвы пассажиропоток за последний год вырос на 6 процентов. В абсолютных цифрах этот показатель - более 131 миллиона человек, из которых лишь пятая часть - пассажиры дальних поездов. Типичный железнодорожный пассажир - пользователь электричек и, в частности, МЦД.
На втором месте среди удобств вокзала мегаполиса - доступность интернета. Далеко не у всех есть безлимитные тарифы, поэтому многие предпочитают пользоваться вокзальным Wi-Fi, бесплатным и быстрым. Популярность этого сервиса за год, по подсчетам железнодорожной дирекции, выросла на 43 процента. С одной стороны, многие пользователи "Яндекса" отмечали, что далеко не везде этот сигнал удается поймать. Но, с другой, сформировалась четкая группа вокзалов-лидеров по объему пассажирского интернет-трафика. Чаще всего в сеть через Wi-Fi выходят пассажиры на Павелецком вокзале. В течение года пользователи загрузили около 46,5 тысячи гигабайт информации. Второе место - у Ленинградского вокзала (44 тысячи Гб), третье занимает Ярославский вокзал (30 тысяч).
А самый примечательный в Москве - Казанский вокзал. О нем встречается больше всего отзывов, там чаще всего "чекинятся" в соцсетях. Поводов для этого два. Первый - это смотровая площадка, откуда открывается впечатляющий вид на достопримечательности столицы: сталинские высотки, Останкинскую телебашню, площадь трех вокзалов. Можно также взять аудиогида, что редкость для российских вокзалов. В то же время пассажиры жалуются, что у работников правопорядка до сих пор не получается очистить площадь перед вокзалом от пьяниц. Да, никто не отменял социальную функцию: Казанский - узнаваемый ориентир для людей, оставшихся без крова, рядом с ним можно получить у волонтеров горячую бесплатную еду. Однако к тем, кто действительно нуждается в помощи и желает ее получить, примешиваются и просто городские пьяницы, что не добавляет вокзалу привлекательности.
В число наиболее примечательных и благоустроенных вошел Павелецкий вокзал. Его особенно полюбили, когда на месте годами встречавшей пассажиров ямы открылись обновленная городская площадь и торговый центр. К тому же к вокзалу подошла трамвайная линия, и Павелецкий стал намного удобнее для тех, кто ездит на общественном транспорте. А вот автомобилистам трамвай, судя по отзывам, создал серьезные неудобства. Раньше они парковались перед главным входом в вокзал, а теперь - с торца здания. Асфальт при въезде на нее убили тяжелые почтовые фуры. К тому же стало большой проблемой уехать отсюда на такси.
Особняком в рейтинге стоит молодой Восточный вокзал. Многие пассажиры оценили его современный облик, кафе, зарядки для гаджетов и транспортную доступность - к нему подходит не только метро, но и МЦК, есть съезд для такси. Однако москвичи по-прежнему не могут привыкнуть к тому, что станция прибытия в Москву располагается на востоке мегаполиса, а не в центре города, как все другие вокзалы.