Для производителей пива и слабоалкогольных напитков введут реестр

Президент России подписал закон, предусматривающий введение с 1 сентября этого года реестра производителей пива, сидра, пуаре и медовухи. Цель документа - борьба с "серым" сегментом рынка и подсчет того, какие объемы в действительности выдают пивовары. И несмотря на то, что для небольших производителей предусмотрен упрощенный порядок включения в реестр, эксперты прогнозируют: рынок очень скоро начнет сильно лихорадить и законопроект неизбежно повлияет на небольшие пивоварни, в первую очередь на сегмент крафтового пива, медовухи, сидра.

- По различным оценкам, неучтенный рынок пива с 1-2 вырос до 15 процентов. Установка счетчиков на производителях до 100 дал (декалитров, один декалитр соответствует 10 литрам напитка в стеклянной таре), а также последующее снижение порога является необходимой мерой, так основной рост неучтенной продукции идет в сегменте, где системы учета не внедрены. Мелкие и средние пивовары имеют заявительный характер объемов, поэтому недобросовестные игроки могли заявить гораздо меньшее количество, чем было произведено по факту. Введение реестра и установка счетчиков на игроках до 100 дал решает эту проблему, - полагает Ораз Дурдыев, исполняющий обязанности президента AB InBev Efes.

А именно этот шаг и предполагает новый документ, который снижает порог мощности производственного оборудования, для которого не требуются счетчики, - с 300 тысяч до 100 тысяч декалитров. То есть малому бизнесу, помимо оформления дополнительных документов для включения в реестр, необходимо будет закупать новое оборудование. Это неизбежно приведет к росту себестоимости производства, поясняет Дмитрий Тортев, член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ.

Кроме того, в законопроекте нет четких требований к наличию той или иной документации на оборудование. Соответственно, ревизоры, которые будут проверять пивоварни на предмет установления фактического наличия основного технологического оборудования, смогут по-своему истолковывать нормы нового закона.

Ну и наконец, третий важный момент отмечает в документе Тортев. За последний год на фоне перебоев с импортным хмелем в России уже закрылась треть небольших пивоварен, специализирующихся на производстве авторских напитков узкого сегмента. После того как наладили импорт сырья по альтернативным маршрутам, отрасль снова стала восстанавливаться. Однако на фоне новых административных требований мы, скорее всего, снова увидим всплеск закрытия небольших частных пивоварен или же перепрофилирование предприятий, полагает Тортев.

Так или иначе, новые нормы приведут к росту издержек производителей. Работать себе в убыток производители не будут, поэтому в случае роста издержек они начнут постепенно повышать цену на реализуемую продукцию. Пока изменения не начали действовать на практике, можно только предполагать, насколько существенным будет рост цен, уверен юрист Сергей Гебель, член генерального совета "Деловой России".

Цель документа - борьба с "серым" сегментом рынка и подсчет того, какие объемы в действительности выдают пивовары

Другим следствием станет (возможное) сокращение ассортимента - по причине ухода с рынка небольших пивоварен, специализирующихся на крафтовых авторских напитках. Этот исход отразится как на магазинах, так и на общепите - барам придется срочно искать оригинальную замену авторским напиткам, чтобы не потерять трафик, дополняет Тортев.

Игнорировать требования у производителей не получится, поскольку за их неисполнение грозит ответственность и изъятие продукции. Например, в случае нанесения поддельной маркировки, оборота алкоголя без передачи сведений продукция, а вместе с ней и основное технологическое оборудование, используемое в производстве, могут быть изъяты.

Отдельный вопрос возникает касаемо импортного пива, которое все еще завозится в Россию и зачастую с использованием всевозможных "серых" схем. Не до конца понятно, как отразятся изменения на этом сегменте, произойдет ли рост цен на общем фоне или все останется без изменений, размышляет Сергей Гебель.

Кстати

Штраф за нарушение правил для юридических лиц составит 100-150 тысяч рублей, за грубое - 150-200 тысяч с конфискацией или без, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За производство или оборот продукции без включения в реестр предполагается штраф для должностных лиц в размере 35-50 тысяч рублей, для юридических лиц - 200-300 тысяч рублей с конфискацией или без таковой, либо приостановление деятельности на срок 60-90 суток.