- Если в начале 2022-го на развитие дорожного хозяйства мы запланировали 18,3 миллиарда рублей, то к концу года эта сумма выросла до 22,9 миллиарда, - сообщил министр транспорта Алтайского края Антон Воронов. - Нам удалось привлечь дополнительные средства из краевого и федерального бюджетов на ремонт и строительство дорог. В результате инвестиции увеличились почти в полтора раза по сравнению с 2021-м. В этом году мы также рассчитываем на дополнительные поступления и надеемся, что общий объем финансирования отрасли превысит прошлогодние показатели.
Сейчас на ремонт и реконструкцию дорожной сети Алтайского края (кстати, одной из самых протяженных в стране) предусмотрено 21,8 миллиарда рублей. Но руководство региона уже обратилось за дополнительной федеральной поддержкой.
- Мы попросили включить автотрассу А-321, ведущую в Казахстан, в федеральную инвестиционную программу, - отметил губернатор Виктор Томенко. - Протяженность дороги от Барнаула до границы с Республикой Казахстан почти четыреста километров, и из них только тридцать процентов соответствует нормативу. Есть участок в пятьдесят километров вообще с щебеночным покрытием. Надо эту трассу приводить в порядок. Мы свои деньги выделяем, но без федеральной поддержки не обойтись.
Пока вопрос о реконструкции трассы на Казахстан решается, в регионе приступили к ремонту трех других "выездных" дорог - на Кузбасс, от Павловска до границы с Новосибирской области и из Бийска до границы с Республикой Алтай.
- В этом году из-за сложных погодных условий дорожные работы мы начали на две недели позже обычного, - подчеркнул Антон Воронов. - Сейчас по всему краю дорожники ведут ямочный ремонт, заливку швов. Начаты и масштабные проекты - ремонт участков дорог "Алтай - Кузбасс", "Камень-на-Оби - граница Новосибирской области" и "Бийск - Карабинка - граница с Республикой Алтай". Кроме того, мы должны завершить реконструкцию туристической автодороги "Алтайское - Ая", которая была начата в 2022-м.
Самые крупные объекты - участки "кузбасской" и "новосибирской" трасс - ремонтируют за счет средств национального проекта "Безопасные качественные дороги". На трассе "Алтай - Кузбасс" в Тальменском районе с девятикилометрового участка дорожники уже сняли старое покрытие и теперь выравнивают полотно, укрепляют обочины. До сентября надо успеть уложить новый асфальт, установить барьерное ограждение и дорожные знаки, нанести разметку. Стоимость работ только на этом участке превышает 208 миллионов рублей, а еще предстоит отремонтировать два участка этой трассы - пять километров в Тальменском районе и десять в Залесовском районе.
Полным ходом идут работы и в Крутихинском районе. Здесь на тринадцати километрах автодороги "Павловск - Камень-на-Оби - граница Новосибирской области" тоже уже срезали старый слой асфальта и сейчас заново профилируют дорогу, укрепляют и выравнивают ее основание, приводят в порядок водопропускную систему.
Полный комплекс работ с укладкой нового асфальта, разметкой и дорожными знаками обойдется в 360 миллионов рублей. Сдать объект в эксплуатацию планируют в сентябре 2023-го.
"Эти две автомобильные дороги входят в опорную сеть региона, - пояснили в краевом минтрансе. - Они соединяют Алтайский край с соседними областями - Кемеровской и Новосибирской. По ним пролегают туристические и школьные маршруты, а также проходит интенсивное движение грузового транспорта из Кемерова. Поэтому очень важно привести их в нормативное состояние".
Всего в опорную сеть региона входят наиболее крупные и значимые автодороги общей протяженностью свыше двух тысяч километров. По условиям нацпроекта, к 2025 году необходимо, чтобы не менее 51 процента из них соответствовали нормативу, а к 2028-му - 85 процентов. Ведь это не просто удобство и комфорт для водителей и пассажиров - самое главное, что качество дорожного покрытия влияет на безопасность дорожного движения.
- В прошлом году у нас на дорогах была крайне сложная ситуация, в ДТП погибло 265 человек - значительно больше, чем в прошлые годы, - отметил Антон Воронин. - При этом мы планомерно устраняем дорожные условия, которые способствуют возникновению ДТП. В результате количество дорожных аварий, произошедших из-за ненадлежащего состояния дорог, у нас постоянно сокращается. В прошлом году их доля составляла около двадцати процентов. Чаще всего ДТП происходят из-за превышения скорости, и каждый третий погибает на дороге по вине нетрезвого водителя.
Справка "РГ"
Алтайский край имеет самую протяженную сеть автомобильных дорог в Сибирском федеральном округе. Общая длина всех магистралей в регионе превышает 55 тысяч километров, включая федеральные, региональные и местные дороги.