Оперу Моцарта "Похищение из сераля" представили в Мариинском театре

Во второй половине нынешнего 240 сезона Мариинский театр взял стахановские темпы по выпуску оперных премьер. Раз в месяц в афише появляется что-то хорошо забытое, извлеченное из репертуарных закромов, или что-то вроде бы новое по названию, но неизменно поставленное в проверенном временем стиле. Оперу Моцарта "Похищение из сераля" в качестве режиссера поставил Илья Устьянцев, а место за дирижерским пультом занял немец Юстус Франтц.
Многие арии - и красавиц, и коварных интриганов - потребовали от артистов невероятного мастерства.
Многие арии - и красавиц, и коварных интриганов - потребовали от артистов невероятного мастерства. / Наташа Разина / Мариинский театр

Оперный репертуар Мариинского театра необъятен. Официально на сегодняшний день это более 120 названий. При этом парадоксально, но факт: полномасштабной постановки "Похищение из сераля" на мариинских подмостках до сих пор еще никогда не было. Что, впрочем, не помешало режиссеру с сотоварищами (художник по декорациям - Екатерина Малинина, художник по костюмам - Антония Шестакова) собрать спектакль, как конструктор. В результате премьера получилась очень экономичной и по "картинке", и по мысли.

Оперу "Похищение из сераля" Моцарт написал на либретто Готлиба Штефани, основанное на пьесе Кристофа Фридриха Брецнера, в стиле зингшпиля ("пьесы с пением"). Мировая премьера состоялась в июле 1782 года на сцене венского "Бургтеатра". Во-первых, в тот момент император Иосиф II был увлечен идеей развития немецкой национальной оперы, а следовательно, создание именно зингшпиля, можно считать, было задачей государственной важности. Впрочем, нельзя не заметить, что, создав почти десятью годами позже свой великий зингшпиль - "Волшебную флейту", Моцарт совсем потерял интерес к этому жанру, увлекшись "итальянской оперой", в которой его важнейшим соавтором стал либреттист Лоренцо да Понте.

Мужчины в "Похищении из сераля" объединяются, чтобы выручить любимых из дворцового плена

Во-вторых, "Похищение из сераля" - это, конечно же, прекрасный образец оммажа увлечению европейцем всем восточным. Восток - дело тонкое и красивое, и опера охотно откликалась на эту тему изумительными опусами. Тут и "Галантные Индии" Рамо, и "Неожиданная встреча, или Паломники в Мекку" Глюка (есть одноименный опус и Гайдна), "Караван из Каира" Гретри... Многие композиторы XVIII столетия считали своим долгом сочинить оперу-буфф в восточном колорите. Век спустя в этом особенно преуспел упоительный Россини, оставивший нам уморительных "Турка в Италии" и "Итальянку в Алжире", а также драматичного "Магомета II".

Современные композиторы не столь чутки к своему времени. А между тем взаимоотношения Европы и Востока сегодня не менее сложны и значимы. Быть может, поэтому от премьеры "Похищения из сераля" хотелось, конечно, веселого, но содержательного высказывания, а получился лишь иллюстративно-формальный пересказ либретто с ярко выраженным снотворным эффектом. Откровенно скучно наблюдать за полным отсутствием какого-либо замысла и той непреодолимой трудностью, с какой солисты стараются донести разговорный текст. Это реально крайне сложно постоянно переходить от диалогов к пению и переключаться с вокала на немецком на болтовню по-русски. Но тут даже яркая, цветущая Турция поблекла в серых тонах.

В основе оперы - привычный театральный сюжет из двух пар влюбленных: Бельмонт и Констанца (Борис Степанов и Ольга Пудова) - высокородные, а Педрильо и Блондхен (Роман Арндт и Кристина Гонца) - из простолюдинов. Но мужчины объединяются, чтобы выручить своих любимых из дворцового плена, как выясняется в финале, великодушного паши Селима. Разговорная роль падишаха, как правило, в событийных постановках достается настоящим звездам драматической сцены или киноэкрана. В Мариинском театре этот образ примерил ведущий тенор труппы Сергей Семишкур...

При этом моцартовская партитура требует от певцов высочайшего вокального "пилотажа". "Похищение из сераля" - подлинная коллекция наитруднейших арий. Даже у не самого главного персонажа - коварного интригана Осмина, клеврета паши Селима (Геворг Григорян), ария Ha, will ich triumphieren требует невероятного мастерства. А почти каждое соло Констанцы и вовсе, кажется, находится вне пределов человеческих возможностей: взять хоть арию из первого действия Ach ich liebte, war so glcklich или из второго - Martern aller Arten, почти десятиминутная вереница крайне экспрессивных и сложнейших фиоритур. Как тут не вспомнить, что через три недели после премьеры оперы Моцарт женился на своей возлюбленной, Констанции Вебер, предварительно... похитив ее. Причиной тому послужил не романтический турецкий султан, а то обстоятельство, что родители его избранницы были категорически против брака с композитором. И похоже, Моцарт предчувствовал, что его семейная жизнь не будет легкой, и наградил всех певцов, и в первую очередь Констанцу испытующими ариями.

Немудрено, что все работы солистов на премьере выглядели как черновик на будущее.