Как отметили аналитики, в Калининградской области сократился объем отгруженных товаров и услуг в денежном выражении, снизились доходы консолидированного бюджета, увеличилась задолженность по налогам. Главная причина снижения показателей в регионе - затормозился локомотив местной промышленности, отрасль автомобилестроения: концерн "Автотор" резко сократил производство автомобилей иностранных брендов из-за введенных санкций.
Правда, в исследовании есть и хорошие новости: в 2022 году в Янтарном крае выросли инвестиции в основной капитал, снизился уровень долговой нагрузки, сократился уровень безработицы.
В региональном минфине не во всем согласны с такой оценкой. "В представленном материале есть и некорректные данные, в частности - вывод о снижении доходов консолидированного бюджета. По данным министерства финансов Калининградской области, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета по итогам 2022 года выросли на 21,7 процента. Поступления увеличились по всем основным доходным источникам", - сообщили корреспонденту "РГ" в ведомстве. И добавили, что рост задолженности по налогам не связан с ухудшением экономических показателей предприятий региона: дело в том, что налоговые органы после выездной проверки вынесли решение о доначислении крупной суммы налога на прибыль одному из калининградских предприятий. Это решение сейчас оспаривается в суде.
Почему же все-таки попал в аутсайдеры регион, до этого динамично развивавшийся и лидировавший в различных рейтингах экономического развития? Ответ очевиден: рост экономики подорвали антироссийские санкции, которые особенно больно ударили по эксклаву, не имеющему общих границ с основной территорией России и окруженному странами - членами ЕС и НАТО. В прошлом году соседи закрыли небо и начали пакет за пакетом запрещать сухопутный транзит подсанкционных грузов через Литву в Калининград и обратно.
Ситуация с промышленным производством, да и в целом с жизнеобеспечением региона, поначалу казалась настолько острой, что заговорили о "блокаде". Впрочем, блокаду быстро прорвали, переведя значительную часть грузопотока на морской путь. Количество паромов и сухогрузов на линии Калининград - Санкт-Петербург растет, и, хотя сроки и стоимость доставки грузов вызывают вопросы у бизнеса, все же угрозы жизнедеятельности эксклава нет.
- В силу географического положения для Калининградской области развитие ключевых отраслей, таких как автомобилестроение, производство радиоэлектроники, мебели и других, напрямую зависело от развития внешней торговли со странами Евросоюза, - пояснили в региональном министерстве экономического развития, промышленности и торговли. - Практически полное прекращение взаимодействия с европейскими компаниями, ограничения в части сухопутной транспортировки грузов в калининградском направлении, конечно, негативно отразились на экономической ситуации в регионе. Потребовалось время для того, чтобы найти новых партнеров, перестроить логистику, организовать морское сообщение. Все это не могло не сказаться на экономических показателях Калининградской области. Мы прекрасно понимаем, что надо перестраиваться. Уже целый ряд калининградских компаний налаживают каналы поставок со странами СНГ, а также Южной и Центральной Азии (конечно, Китая), и наша задача - активизировать эту работу и всячески им помогать.
К примеру, "Автотор" с начала года уже начал выпуск трех новых китайских автомобильных брендов. Только в двух государственных индустриальных парках региона - "Храброво" и "Черняховск" - 35 компаний-резидентов, и они не отказываются от своих планов по созданию более 4,7 тысячи рабочих мест. Реализуют свои проекты крупные инвесторы, в частности, в обрабатывающей промышленности. В эту отрасль, по данным департамента стратегического планирования регионального минэкпрома, инвестировано за прошлый год 17,3 миллиарда рублей - на 28 процентов больше, чем в 2021-м. Почти треть этих денег вложена в предприятия пищевой переработки.
В производство электроники инвестировано 5,4 миллиарда, в том числе в строительство промышленного комплекса по производству кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей компании "Энкор Групп", который должен открыться в этом году. В марте был запущен крупный фармацевтический завод "Отисифарм ПРО" - 2,3 миллиарда рублей инвестиций. "По нашим осторожным оценкам, ежегодные темпы роста обработки прогнозируем на уровне пяти-семи процентов в 2023-2025 годах, с перспективой выхода в 2026 году на докризисный уровень 2021 года", - сообщили в департаменте.
Ежегодное исследование социально-экономического положения регионов РИА Новости построено на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за год, среди которых - объем производства товаров и услуг, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли, доля прибыльных предприятий, смертность населения трудоспособного возраста, уровень безработицы и другие. Результаты рейтинга позволяют судить об уровне социально-экономического развития того или иного региона в сравнении с другими субъектами РФ по итогам 2022 года.
Лидерами рейтинга-2022, как и несколько лет подряд, являются Москва и Санкт-Петербург. Кроме них, в первую десятку также входят Ямало-Ненецкий автономный округ и Ленинградская область. Из числа аутсайдеров по итогам прошлого года вышла Псковская область - она покинула последнюю десятку и поднялась с 76-го места на 74-е.
Эксперты отмечают, что верхний полюс рейтинга преимущественно занимают крупные финансовые и промышленные центры и регионы сырьевой направленности, а последние строчки - регионы с невысокой степенью индустриализации и преобладанием сельскохозяйственного сектора.