Как рассказал в свое время "РГ" председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, прежние нормы закона о военном положении не позволяют проводить выборы, если в регионе есть военное положение.
"При этом в законах о принятии в состав России новых субъектов говорится, что там осенью 2023 года должны пройти выборы. Все эти законы федеральные конституционные", - подчеркнул он.
Таким образом, законы о новых субъектах имеют более высокую юридическую силу по сравнению с федеральными законами. Поэтому, продолжает Павел Крашенинников, поправки в закон о военном положении теоретически "можно было бы не вносить". Но, по его словам, корректно было бы все-таки принять соответствующие изменения.
"Мы считаем, что необходимо соблюсти в этом вопросе полную "юридическую чистоту", - подчеркнул Павел Крашенинников. - Ее можно будет добиться именно через корректировку несколько устаревшего акта. Все-таки противоречие есть, его нужно будет нивелировать. Необходимо дать возможность гражданам выразить свою политическую волю".
В условиях военного положения процедура назначения выборов будет предусматривать несколько этапов. Первое: при введении военного положения в соответствии с ФКЗ "О военном положении" высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого действует военное положение, вправе не ранее чем за 130 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования направить в ЦИК России предложение о проведении выборов или референдума на территории региона.
Второе: ЦИК России в течение пяти дней проводит консультации с Минобороны и ФСБ, по итогам которых принимает решение о назначении выборов, в том числе с возможностью сокращения сроков избирательных действий, если это необходимо. Далее ЦИК России принимает решение о назначении выборов на территории соответствующего субъекта РФ.