При этом, по данным Лиги, проблема безопасности детства в интернет-среде обостряется: 98% детей имеют гаджеты и ими пользуются, до половины школьников от 12 лет - больше 7 часов в сутки, а 30% подростков от 14 лет и вовсе создают свой контент. Параллельно растет число сетевых войн по продвижению "детского" негатива - издевательств над детьми и животными, детское порно, пропаганда наркотиков. В последнее время усилились угрозы детям от украинского ЦИПСО. Хитом мая стали видео-издевательство "кот в блендере", побивший миллионные просмотры до его блокировки, и призывы-инструкции как за деньги минировать или совершать диверсии в больницах, школах и на железных дорогах.
- Цель понятна - посеять панику, но эффект обратный - дети первыми, опережая порой Роскомнадзор, сообщают об интернет-атаках, - говорит глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. - Однако проблем сразу три. Первая - родители, к которым дети обращаются, часто не владеют цифровыми навыками и не считают нужным обсуждать "детский "вирт". Вторая - мамы и папы не пишут заявление в полицию, если травят их детей. Иногда их об этом просят администрации школ, и травля из школ перемешается в сеть, порождая кибербуллинг. О чем дети уже боятся рассказывать взрослым. Третья проблема - школа не признает, что кибербуллинг - часто следствие реальной травли в школах, что мы летом намерены обсуждать с Минобразования.
Как заметила Мизулина, "Концепция информационной безопасности детей в Сети" подразумевает не только диалог педагогов и родителей, но и развитие цифровой активности самих детей. Поэтому в рамках "Концепции" дан старт всероссийскому конкурсу видеофильмов для школьников и студентов "Безопасный интернет". В нем участвуют две группы - 12-17 лет и 18-27 лет по двум темам - создание позитивной атмосферы в сетевом пространстве и противостояние фейкам. На эти темы снимаются короткометражные фильмы, видеоролики и социальная реклама по теме безопасности в интернете. А в конце года лауреаты получат профессиональное видеооборудование для работы.
Так, за счет продвижения цифровой грамотности делается ставка на укрепление безопасности в сети и рационализацию "общения" детей с гаджетами. Лига безопасного интернета через конкурс учит цифровому творчеству, а попутно предлагает ужесточить правила использования мобильных телефонов в школе. Рекомендацию Минобразования не использовать гаджеты на уроке, Лига предлагает сделать обязательной. "Об этом мы ведем переговоры с Минобразования, - говорит Мизулина. - Ведь часто провокаторы кибербуллинга - съемки скандальных видео на уроках. Контроль и ограничение количества часов детей в сети неизбежны".