Большегрузам из Беларуси разрешат каботаж. Как это решение скажется на ценах перевозок между Россией и РБ?

С 2024 года белорусские автоперевозчики смогут браться за перевозку грузов и внутри России. Пока грузовой автомобиль, зарегистрированный в Беларуси и перевозящий груз в любой из регионов России, не может взять попутный груз из одного города в другой. Но ситуация скоро изменится.

При этом вопрос о каботаже, а именно под этим термином и скрывается возможность для иностранных перевозчиков брать на обратном пути попутные грузы внутри страны пребывания, стоял на повестке дня Союзного государства достаточно давно. Еще в конце 2022 года понимания, как эта система будет работать, не было - об этом по итогам состоявшегося весной в Москве заседания Совета Министров Союзного государства заявлял премьер-министр РБ Роман Головченко. Однако в итоге Россия и Беларусь достаточно быстро привели вопрос к общему знаменателю.

Как сообщил Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, "обычный каботаж, когда наш перевозчик, условно, везет груз на Дальний Восток и на обратном пути мог бы между российскими городами совершить еще какую-то перевозку, он будет разрешен со следующего года". Единственный нюанс - такого рода транзитная доставка грузов по России будет разрешена в течение семи дней с того момента, как произошла доставка первого груза. Еще раньше, по словам главы белорусской дипмиссии, будет решен вопрос с так называемым инвестиционным каботажем - доставкой с помощью белорусских автоперевозчиков строительных грузов для российских строек. А следующим этапом интеграции России и Беларуси в транспортно-логистической сфере станет отмена "дозволов" - разрешений на транзитный проезд через территорию России в другие страны.

Число заявок на перевозки из Беларуси в Россию выросло в 2023 году на 65 процентов

Насколько эта новация облегчит жизнь гражданам Беларуси и России?

- Я буду только рада, если у меня расширится выбор! - делится своими ощущениями Наталья, директор специализированного магазина белорусской продукции в подмосковных Раменках, попутно уточнив у меня смысл слова "каботаж". - Больше грузовиков на трассе - значит, у простого предпринимателя расширяется выбор, с кем работать. Товар будет поступать чаще и, возможно, мы будем меньше платить за доставку, так что я вижу в разрешении каботажа только плюсы, причем как для нас, бизнесменов, так и для вас, простых покупателей.

Стоит отметить, что Россия является главным направлением для белорусских перевозчиков. Причем налицо постоянный рост спроса. По данным международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU", только в первом квартале 2023 года зафиксирована 41 тысяча заявок на перевозки из Беларуси в Россию. Это на 65 процентов больше, чем в те же месяцы прошлого года. В обратную сторону спрос на перевозки вырос на 11 процентов. По экспертной оценке, каботаж в России позволит увеличить выручку белорусских перевозчиков от экспорта услуг грузового автомобильного транспорта на четыре процента.

Но стоит ли вслед за разрешением на каботаж ждать снижения цен на перевозки и, как следствие, на товары в магазинах? По мнению члена ТПП РФ Константина Вольфа, упрощение грузоперевозок между Россией и Беларусью - это еще один важный шаг к снятию барьеров между нашими странами. Эксперт уточнил, что пока на грузовые автоперевозки приходится только порядка пяти процентов от общего весового оборота России. Поэтому цены на товары в магазинах вряд ли изменятся.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться