Ставропольчанка рисует пастелью по наждачке картины из жизни мегаполиса

Екатерина Сытникова всегда хотела быть художницей, но годами посвящала себя только семье. Давнюю мечту она решила воплотить после сложного развода, чтобы выбраться, как говорит сама, из омута уныния. Екатерина изображает потаенные уголки родного города: подъезды, остановки, оконные пейзажи спальных районов. Рисует она пастелью... на наждачной бумаге. Необычные материалы по-особому передают цвета, правда, за каждую картину приходится платить стертыми в кровь пальцами.
Екатерина Сытникова: У наждачки есть свой тон, цвета пастели не "съедаются", а получаются яркими, насыщенными и необычными
Екатерина Сытникова: У наждачки есть свой тон, цвета пастели не "съедаются", а получаются яркими, насыщенными и необычными / Никита Пешков/РГ

В будние дни, кроме среды, Екатерина Сытникова преподает в художественной школе в самом центре Ставрополя, рассказывает детям о рисунке, композиции, основах изобразительного искусства. Но как раз сегодня среда, и она работает в своей студии в поселке Рыздвяном. На столике у мольберта разложена пастель, рядом набросок и обязательный атрибут - пачка влажных салфеток. За вечер, вероятно, она закончится: сначала мастер будет стирать с ладоней лишнюю краску, а потом - сукровицу.

На планшете скотчем закреплен лист наждачной бумаги средней зернистости. На нем уже виден будущий пейзаж: остановка на загородной трассе, поле и теплый закат. Скоро возле остановки появится высохшее дерево, по привычке тянущее ветки к небу. Екатерина вотрет его в изображение пальцами, темными оттенками пастели.

За вечер пачка влажных салфеток закончится: сначала художница будет стирать с ладоней лишнюю краску, потом - сукровицу

- Во время ковидной пандемии я много изучала разные альбомы и репродукции, так и нашла работы советского художника Петра Дика, который разработал оригинальную технику рисования пастелью по наждачной бумаге. Меня это заинтересовало, решила попробовать, а теперь рисую только так, - рассказывает собеседница. - Смотрите, картины будто светятся. И у наждачки есть свой тон, цвета пастели не "съедаются", а получаются яркими, насыщенными и необычными. Но есть один минус: стирается кожа. Иногда приходится ждать день-два, чтобы раны зажили и не оставляли следов.

Еще несколько лет назад Екатерина не представляла себя в студии за мольбертом. Когда оканчивала художественное училище, уже вынашивала первенца. Совмещать роль творца, мамы и жены оказалось "не в правилах семьи".

- Родители говорили, что жена всегда поддерживает мужа. Если в семье художник, то он должен быть только один. И я смирилась. Пусть муж будет художником, а я стану помогать. После расставания и разочарования, видимо, случился психологический бунт: почему я не могу попробовать быть тем, кем хочу быть? - рассказывает Екатерина. - Тогда я поняла: если не займусь чем-то, что мне близко, то просто сойду с ума. Мысли съедали, но творчество стало спасательным кругом. Помню, уложу спать мальчишек, а сама сижу часов до трех, рисую. А утром - на работу.

Когда она впервые пришла за материалами для работы в строительный магазин, продавцы удивились и иронично поинтересовались: не пробовала ли она рисовать на обычной бумаге? Со временем все-таки привыкли к необычной клиентке. А Екатерина путем проб нашла наждачку с оптимальной зернистостью, на которой краска держится и не обваливается от легкой тряски, и начала творческий путь. Пастель стала превращаться в лестничные клетки, входные группы панельных многоэтажек, виды из окна на ставропольские спальные районы. Так появилась серия "Город, где мы...".

Художница объясняет выбор предмета своего искусства влечением к чему-то далекому и таинственному еще с детства. С родителями она жила в своем доме, на всю ули-цу - ни одного другого ребенка. Казалось, именно во дворах больших домов - настоящая жизнь.

- Я с наивной детской завистью смотрела на эти многоэтажки. Там куча детей, они бегают, играют. Мимо носятся ласточки, орет сигнализация - постоянный шум и гам. И казалось, что там жизнь, что там самое интересное, забавное, смешное. Когда с мамой ходили мимо, я заглядывала в окна. Мне всегда было интересно, как в типовой застройке из одинаковости люди создают уникальное. За каждым окном - своя судьба, ничего похожего. Где-то любовь, где-то посуда бьется в ссорах, где-то пьяница, а где-то дети, семейное счастье и взаимопонимание. Как все это уживалось - мне не было понятно, но очень тянуло, - поясняет Екатерина.

Вспоминает, как с супругом в 2015 году переехала в один из таких домов, на которые в детстве засматривалась до звона в душе, и была безмерно счастлива: наконец удалось погрузиться в эту жизнь с головой. Но счастье длилось недолго, квартиру пришлось покинуть. Сейчас она вновь живет в доме и снова смотрит на шум и гам дворов со стороны, когда ездит мимо - сердце щемит.

Правда, не всегда. Современные многоэтажки, которые гораздо выше и шире советских и ранних российских панельных и кирпичных домов в пять-десять этажей, такой притягательностью уже не обладают. По мнению художницы, они начинают растворять в себе уникальность каждого окна, размывают личные границы человеческих историй.

...Наблюдаю, как Екатерина заканчивает работу над картиной. Вместе с красками она уже стирает влажными салфетками кровь в ребра ладони. Остановка, дерево, закат. Рядом стоит другой мольберт, на планшете закреплена еще одна работа из серии.

Здесь тоже остановка на загородной дороге, но другая. Любой водитель, который то и дело ездит за город, видит сотни таких. Многие ли обращают внимание на контекст, в который они вписаны? Екатерина замечает, как банальный объект меняется в зависимости от времени суток, сезона или окружающей среды. "Вокруг Ставрополя много одинаковых остановок, но нет ни одной похожей", - уверена она.

На стенах студии висят другие ее картины, но не слишком много. Часть - сложены стопочкой: полотна пока не оформлены, ждут своего часа. Много картин Екатерины Сытниковой сейчас выставлены в актовом зале детской художественной школы Ставрополя, где она преподает. Также ее работы то и дело входят в экспозиции регионального отделения Союза художников, а однажды побывали на выставке в Санкт-Петербурге.

На ее картинах банальный объект меняется в зависимости от времени суток, сезона или окружающей среды Фото: Никита Пешков/РГ

Тогда с Екатериной в соцсетях познакомилась девушка, которая оказалась куратором музея современного искусства "Артмуза". Она предложила ставропольчанке организовать личную выставку - уникальное и редкое предложение. Но Сытникова сначала не хотела: слишком много мороки, а дома - пожилая мама и дети. Но молодой человек, с которым сейчас встречается художница, настоял. Он помог оформить работы, поехал с Екатериной в Питер, поддержал на открытии.

- Я вижу, что мое творчество начало меняться. Оно усложняется, появляется детализация. Сейчас для меня это уже не спасение, а стиль жизни. Может, глупо прозвучит, но в этом есть моя душа, - говорит Екатерина Сытникова. - Вот сейчас у меня на планшете работа. Делаешь ее, делаешь, а потом в какой-то миг посмотрел на нее - а это будто окошко в другой мир. И хорошо.

Кстати

Рисование пастелью на наждачной бумаге сделало известным Петра Дика - народного художника России, который родился в Алтайском крае, а с конца 60-х годов жил во Владимире. Он считается одним из самых известных современных отечественных графиков. По словам знатоков, его работы передают настроение не через тонкость линий и объектную точность, а через цвет и свет.

Сегодня работы Петра Дика экспонируются в музеях России и Германии, они находятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. Его выставки проходили в разных странах мира. За день до открытия одной из них, 14 августа 2002 года в городе Ворпсведе (Германия), художник скоропостижно скончался в возрасте 63 лет.