В будние дни, кроме среды, Екатерина Сытникова преподает в художественной школе в самом центре Ставрополя, рассказывает детям о рисунке, композиции, основах изобразительного искусства. Но как раз сегодня среда, и она работает в своей студии в поселке Рыздвяном. На столике у мольберта разложена пастель, рядом набросок и обязательный атрибут - пачка влажных салфеток. За вечер, вероятно, она закончится: сначала мастер будет стирать с ладоней лишнюю краску, а потом - сукровицу.
На планшете скотчем закреплен лист наждачной бумаги средней зернистости. На нем уже виден будущий пейзаж: остановка на загородной трассе, поле и теплый закат. Скоро возле остановки появится высохшее дерево, по привычке тянущее ветки к небу. Екатерина вотрет его в изображение пальцами, темными оттенками пастели.
- Во время ковидной пандемии я много изучала разные альбомы и репродукции, так и нашла работы советского художника Петра Дика, который разработал оригинальную технику рисования пастелью по наждачной бумаге. Меня это заинтересовало, решила попробовать, а теперь рисую только так, - рассказывает собеседница. - Смотрите, картины будто светятся. И у наждачки есть свой тон, цвета пастели не "съедаются", а получаются яркими, насыщенными и необычными. Но есть один минус: стирается кожа. Иногда приходится ждать день-два, чтобы раны зажили и не оставляли следов.
Еще несколько лет назад Екатерина не представляла себя в студии за мольбертом. Когда оканчивала художественное училище, уже вынашивала первенца. Совмещать роль творца, мамы и жены оказалось "не в правилах семьи".
- Родители говорили, что жена всегда поддерживает мужа. Если в семье художник, то он должен быть только один. И я смирилась. Пусть муж будет художником, а я стану помогать. После расставания и разочарования, видимо, случился психологический бунт: почему я не могу попробовать быть тем, кем хочу быть? - рассказывает Екатерина. - Тогда я поняла: если не займусь чем-то, что мне близко, то просто сойду с ума. Мысли съедали, но творчество стало спасательным кругом. Помню, уложу спать мальчишек, а сама сижу часов до трех, рисую. А утром - на работу.
Когда она впервые пришла за материалами для работы в строительный магазин, продавцы удивились и иронично поинтересовались: не пробовала ли она рисовать на обычной бумаге? Со временем все-таки привыкли к необычной клиентке. А Екатерина путем проб нашла наждачку с оптимальной зернистостью, на которой краска держится и не обваливается от легкой тряски, и начала творческий путь. Пастель стала превращаться в лестничные клетки, входные группы панельных многоэтажек, виды из окна на ставропольские спальные районы. Так появилась серия "Город, где мы...".
Художница объясняет выбор предмета своего искусства влечением к чему-то далекому и таинственному еще с детства. С родителями она жила в своем доме, на всю ули-цу - ни одного другого ребенка. Казалось, именно во дворах больших домов - настоящая жизнь.
- Я с наивной детской завистью смотрела на эти многоэтажки. Там куча детей, они бегают, играют. Мимо носятся ласточки, орет сигнализация - постоянный шум и гам. И казалось, что там жизнь, что там самое интересное, забавное, смешное. Когда с мамой ходили мимо, я заглядывала в окна. Мне всегда было интересно, как в типовой застройке из одинаковости люди создают уникальное. За каждым окном - своя судьба, ничего похожего. Где-то любовь, где-то посуда бьется в ссорах, где-то пьяница, а где-то дети, семейное счастье и взаимопонимание. Как все это уживалось - мне не было понятно, но очень тянуло, - поясняет Екатерина.
Вспоминает, как с супругом в 2015 году переехала в один из таких домов, на которые в детстве засматривалась до звона в душе, и была безмерно счастлива: наконец удалось погрузиться в эту жизнь с головой. Но счастье длилось недолго, квартиру пришлось покинуть. Сейчас она вновь живет в доме и снова смотрит на шум и гам дворов со стороны, когда ездит мимо - сердце щемит.
Правда, не всегда. Современные многоэтажки, которые гораздо выше и шире советских и ранних российских панельных и кирпичных домов в пять-десять этажей, такой притягательностью уже не обладают. По мнению художницы, они начинают растворять в себе уникальность каждого окна, размывают личные границы человеческих историй.
...Наблюдаю, как Екатерина заканчивает работу над картиной. Вместе с красками она уже стирает влажными салфетками кровь в ребра ладони. Остановка, дерево, закат. Рядом стоит другой мольберт, на планшете закреплена еще одна работа из серии.
Здесь тоже остановка на загородной дороге, но другая. Любой водитель, который то и дело ездит за город, видит сотни таких. Многие ли обращают внимание на контекст, в который они вписаны? Екатерина замечает, как банальный объект меняется в зависимости от времени суток, сезона или окружающей среды. "Вокруг Ставрополя много одинаковых остановок, но нет ни одной похожей", - уверена она.
На стенах студии висят другие ее картины, но не слишком много. Часть - сложены стопочкой: полотна пока не оформлены, ждут своего часа. Много картин Екатерины Сытниковой сейчас выставлены в актовом зале детской художественной школы Ставрополя, где она преподает. Также ее работы то и дело входят в экспозиции регионального отделения Союза художников, а однажды побывали на выставке в Санкт-Петербурге.
Тогда с Екатериной в соцсетях познакомилась девушка, которая оказалась куратором музея современного искусства "Артмуза". Она предложила ставропольчанке организовать личную выставку - уникальное и редкое предложение. Но Сытникова сначала не хотела: слишком много мороки, а дома - пожилая мама и дети. Но молодой человек, с которым сейчас встречается художница, настоял. Он помог оформить работы, поехал с Екатериной в Питер, поддержал на открытии.
- Я вижу, что мое творчество начало меняться. Оно усложняется, появляется детализация. Сейчас для меня это уже не спасение, а стиль жизни. Может, глупо прозвучит, но в этом есть моя душа, - говорит Екатерина Сытникова. - Вот сейчас у меня на планшете работа. Делаешь ее, делаешь, а потом в какой-то миг посмотрел на нее - а это будто окошко в другой мир. И хорошо.
Рисование пастелью на наждачной бумаге сделало известным Петра Дика - народного художника России, который родился в Алтайском крае, а с конца 60-х годов жил во Владимире. Он считается одним из самых известных современных отечественных графиков. По словам знатоков, его работы передают настроение не через тонкость линий и объектную точность, а через цвет и свет.
Сегодня работы Петра Дика экспонируются в музеях России и Германии, они находятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. Его выставки проходили в разных странах мира. За день до открытия одной из них, 14 августа 2002 года в городе Ворпсведе (Германия), художник скоропостижно скончался в возрасте 63 лет.