Создатель памятника - всемирно известный скульптор Марк Антокольский - взялся за дело по просьбе Чехова в 1897 году.
Задолго до этого он вылепил 70-сантиметровую гипсовую модель императора, которая демонстрировалась на выставке в Париже и произвела там фурор. По ней Антокольский создал статую Петра I высотой в два с половиной метра, раскрасив ее в бронзу, правда, на выставке в Москве работа не получила широкого признания.
Чехов же оценил это творение и предложил его автору создать монумент для Таганрога. Антокольский не только согласился, но даже отказался от гонорара, попросив только найти средства на бронзу для памятника. Их собирали по всей России.
Марк Антокольский сам отлил скульптуру в парижской мастерской Грюе. В этом одна из особенностей таганрогского памятника. Остальные семь его копий созданы уже после смерти мастера. Оригинал выше их на метр, его высота - три с половиной метра, что делает монумент более величественным.
Большая и тяжелая скульптура проделала непростой путь из Парижа в Таганрог: сначала по железной дороге до Марселя, потом на пароходе в Крым, и оттуда на купеческом судне прибыла в город на берегу Азовского моря.
Приключения сопровождали бронзового Петра и в самом Таганроге на протяжении столетия. Сначала памятник планировали установить на пустыре, потом решили не тратиться на благоустройство территории, и в 1903 году монумент украсил улицу возле городского парка. Любопытно, что через много лет скульптура все же оказалась там, где ее хотели установить изначально.
После революции, когда умер Ленин, статую Петра I заменили на памятник пролетарскому вождю. Судя по архивным данным, зрелище было довольно забавным - на пятиметровом постаменте, оставшемся от императора, скромно стояла фигурка Владимира Ленина высотой всего полтора метра.
А Петра I переместили в вестибюль библиотеки, где он держался на собственных ногах без всякого постамента.
После император побывал во Дворце Алфераки, в краеведческом музее - бывшем доме Павла Шедеви, который стал прообразом доктора Старцева из рассказа Чехова "Ионыч".
В 1929 году памятник вообще хотели переплавить, но, на удивление, местные партийные деятели вступились за него. Они написали обращение в центральный комитет компартии с просьбой не уничтожать монумент, ведь речь шла об основателе города. В то время вышли первые главы романа Алексея Толстого "Петр I", который очень понравился Сталину, и это сыграло большую роль в сохранении памятника.
В 1948 году монумент стоял на пустыре, где разбили Комсомольский сквер. Там его несколько раз передвигали с места на место из-за проседания почвы. И в итоге оставили в покое. Бронзовый Петр наконец обрел свое законное место. Его многочисленные вмятины и царапины "залечили" в 1970-е годы реставраторы, восстановив памятник в Санкт-Петербурге.
Памятник Петру I - главный символ Таганрога. Его изображение печатается на официальных документах. Возле скульптуры проводятся все значимые мероприятия. Президент России в 2002 году тоже отдал дань уважения бронзовому императору. О случае во время приезда Владимира Путина горожане вспоминают до сих пор.
- Запомнилось, как Владимир Владимирович легко спрыгнул на площадку перед памятником с высокого бордюра, тогда как те, кто с ним был, пошли в обход по ступенькам, а один московский гость просто сполз с возвышения прямо на пятой точке, - говорит таганрогский краевед Игорь Пащенко.
Таганрогская скульптура Петра I - памятник федерального значения. Император запечатлен как символ мощи Российской империи - широкогрудым и крепким.
- На самом деле Петр I таким не был, имел узкие плечи и маленькую голову, 38-й размер ноги при росте два метра четыре сантиметра, поэтому ходил с тростью. Я мерил его шляпу в таганрогском музее, пробитую в Полтавском сражении. Она налезла мне только на макушку, - продолжает Пащенко.
А вот лицо и одежду Петра скульптор изобразил как в жизни. Художник Иван Крамской перерисовал посмертную маску императора и отправил рисунок Антокольскому, а художественный критик Владимир Стасов выкрал из музея мундир Преображенского полка (Петр был его первым бомбардиром), который также доставили скульптору для работы. Так сложился максимально реалистичный образ российского императора.
Петр I основал Троицкую крепость, в будущем Таганрог, и приезжал туда не раз. К 1709 году в нем жило десять тысяч человек - больше, чем в Санкт-Петербурге. Последний раз Петр I побывал в Троицком на Таганьем роге, как тогда называли Таганрог, перед Полтавским сражением. Задачей императора было встретиться с турецким послом и пустить ему пыль в глаза.
Чтобы турки не включились в Северную войну на стороне Карла XII, их надо было как-то напугать. По приказу Петра срочно начали строить флот в Воронеже, Азове и Таганроге - из сырых бревен, тяп-ляп, лишь бы суда держались на воде. Когда турецкий посол увидел полную гавань кораблей возле Троицкой крепости, турки запаниковали. Ведь завтра русский флот может быть в Стамбуле! И не стали ввязываться в войну.
Кстати, чтобы вражеская армада не смогла пройти к крепости по каналу, ведущему к троицкой гавани, Петр I построил остров с помощью свай и камней, который сохранился до сих пор. Когда в Азовском море дует восточный ветер, верхушка петровского творения как град Китеж возникает над водой.
Такого кусочка суши нет нигде в России. Как-то в Таганроге ходили разговоры, что на острове собираются установить скульптуру Петра I работы Церетели, как здорово бы она возвышалась из воды перед городом. Но, видимо, что-то не сложилось, а может, это была просто местная байка.
Многие памятники Таганрога "блуждали" по городу, как и бронзовый Петр I, десятки лет. Они связаны с реальными, знаменитыми людьми, которые приезжали сюда. Например, Гарибальди, который именно в Таганроге дал клятву бороться за свободу Италии Джованни Баттисту Кунео, а вообще, Гарибальди ездил сюда за зерном. В 1960 году Таганрог посетила его внучка.
Возле радиотехнического института привлекает внимание памятник Гагарину и Королеву скульптора Олега Комова. В городе гордятся тем, что десять выпускников вуза из первого набора работали в знаменитом королевском КБ. Но скульптура была создана не для Таганрога, ее доставили из запасников фонда культуры СССР благодаря таганроженке Тамаре Прокофьевне Бувалко. Как начальник отдела культуры города она не раз приезжала в Москву к своему земляку Евгению Зайцеву, который занимал пост первого замминистра культуры страны, с официальными письмами с просьбой передать в фонды таганрогских музеев... и прочерк. Список шедевров заполнялся на месте. Как считают в Таганроге, именно московские визиты Бувалко подарили городу бесценные творения, которыми богаты его музеи.
Неожиданно отнеслось к скульптуре российского императора и гитлеровское командование. В 1943 году, когда Таганрог находился в оккупации, немцы из стратегических соображений переместили статую к парку. Ведь на пустыре, где на тот момент снова стоял бронзовый Петр, он был отличным ориентиром для артиллерийского огня советских войск.
Оккупанты провели торжественную церемонию открытия памятника "Герр Питеру" и переименовали улицу Ленина в Петровскую. Сохранилось фото праздничной церемонии возвращения памятника на прежнее место, организованной немцами.