Один из крупнейших вузов России уже приступил к подготовке специалистов в партнерстве с бизнесом

Взаимные претензии работодателей и вузов - уже моветон: в передовых учебных заведениях становится все больше партнерских образовательных программ, в формировании и реализации которых самое активное участие принимает бизнес. Особое значение они приобретают в магистратуре, ведь позволяют человеку, уже имеющему диплом, а зачастую и трудовой опыт, получить углубленные знания и особые навыки, необходимые для работы на конкретном предприятии.
iStock

"Партнерские программы магистратуры открывают возможности как для компаний, которые могут находить решения конкретных задач и отбирать будущих сотрудников еще со студенческой скамьи, так и для студентов - они глубоко погружаются в реальный производственный процесс и знакомятся с будущим работодателем. Таким образом, вуз дает не только теоретические знания, но и шанс применять их на практике, работая с профессионалами отрасли. Благодаря этому наши выпускники получают значительное преимущество при поиске работы и развитии карьеры в будущем", - говорит ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

В УрФУ нам только навскидку перечислили с десяток направлений обучения в магистратуре, имеющих индустриальных партнеров. "Шефы" не только участвуют в разработке учебных программ, но и преподают ряд дисциплин, главным образом практических. Такое сотрудничество обеспечивает связь отрасли и образования, которой порой не хватает обычным учебным программам. Студенты в ходе обучения решают не абстрактные, а вполне конкретные отраслевые задачи и работают с реальными данными. Это тем более важно, что магистранты, в отличие от вчерашних школьников, четко знают, зачем учатся в университете.

Студенты в ходе обучения решают вполне конкретные отраслевые задачи и работают с реальными данными

"Уже в первый год на партнерские программы поступили много людей работающих, которые окончили бакалавриат несколько лет назад: судя по всему, они ощутили необходимость получения дополнительных компетенций. То есть более 50 процентов наших студентов - люди старше 25-27 лет", - рассказывает Александра Хальясмаа, руководитель двух партнерских магистерских программ, реализуемых в Уральском энергетическом институте УрФУ.

По ее словам, есть и другой запрос - от бизнеса на обучение действующих сотрудников. Так, программа "Искусственный интеллект в электроэнергетике" нацелена на подготовку энергетиков, владеющих также IT-технологиями. И уральские энергокомпании, которые сейчас активно цифровизируются, остро нуждаются в таких специалистах.

А крупнейшая IT-компания "СКБ Контур" помимо подготовки разработчиков-бакалавров курирует в УрФУ необычную магистерскую программу "Цифровая гуманитаристика".

"Мы готовим уникальные кадры на стыке гуманитарных знаний и IT - это аналитики данных, исследователи, продуктовые маркетологи, менеджеры маркетинговых исследований и специалисты по коммуникациям. Такие профессионалы нужны не только "Контуру", а IT-сфере в целом, - поясняет куратор партнерской программы Наталья Лозовная, ведущий менеджер образовательных проектов "Контура". - Высшее образование - массовый продукт, обучение штучных специалистов им не подразумевается. Здесь же работает другой сценарий: в магистратуре преподают сотрудники "Контура", они могут пригласить студентов на стажировку, а позже - на работу. В таком случае штучная подготовка начинается с первых дней стажировки".