К сожалению, сегодня у многих промысловых компаний, вовлеченных в новый механизм получения инвестквот, происходит ухудшение финансового состояния из-за увеличения задолженности по банковским кредитам. Ее величина к 2021 году превышала 270 миллиардов рублей. В целом же задолженность добывающих предприятий по всем кредитам за пять лет реализации проекта рыбных инвестквот и аукционов по крабу возросла почти в 2,5 раза.
При этом продекларированный эффект механизма "квот под киль" по сравнению с ранее существовавшим порядком промышленного освоения прогнозных объемов допустимых уловов пока не подтвердился. Из 105 запланированных к строительству на отечественных верфях судов фактически сдано в эксплуатацию десять. Сроки полного выполнения намеченного плана в настоящего время сдвигаются на три-пять лет при наличии комплектующих, большая часть которых не производится в России. Важно добавить, что ни одно из построенных судов пока не имеет оценки достигнутой социально-экономической эффективности в силу недостаточного временного интервала эксплуатации.
А второй этап "инвестквот", по интегрированной оценке многих экспертов, оставит без промыслового ресурса более 100 дальневосточных рыбопромысловых предприятий с сокращением около 40 тысяч экономически активного населения.
Влияет ли все это на стоимость морепродукции? Конечно. Я проводил исследование системы ценообразования в двух крупных компаниях оптовой торговли свежемороженой рыбой во Владивостоке. Так вот, за пять последних лет оптовая цена горбуши увеличилась в 2,15 раза, кеты - в 1,91, тихоокеанской сельди - в 1,74 раза. Аналогичную картину демонстрируют предприятия мелкого опта и розничной торговли.
Одновременно существенно выросли железнодорожные тарифы на транспортировку дальневосточной рыбы в западные регионы страны. В частности, по данным тех же предприятий оптовой торговли, тариф на перевозку 40-футового железнодорожного рефконтейнера из Владивостока в Москву за последние пять лет увеличился в 1,6 раза и в 2022 году составлял в среднем 511 тысяч рублей. Но выросло и время доставки по этому маршруту - до 15 суток. Как следствие многие компании стали выбирать для перевозки более дорогой, но и более быстрый (десять суток) автомобильный транспорт, который теперь обеспечивает доставку рефконтейнеров уже до Балтики.
Более того, с 2023 года вступили в силу обсуждаемые долгое время новые ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов в интересах повышения налоговых сборов. Сильно подросшие, они тоже весьма влияют на экономику предприятий.
На эффективности рыбопромысловой деятельности сказалась и пандемия коронавирусной инфекции 2019-2021-х, и многопакетные антироссийские санкции 2022-2023 годов.
Безусловно, перечисленные факторы (как и ряд других) в системе ценообразования на дальневосточную рыбу и морепродукты значительно увеличивают конечную стоимость товара в регионах реализации и в целом по России. Его доступность для значительной части российского населения становится меньше. Это - главная причина сокращения потребления рыбной продукции в нашей стране за последние семь лет на 26 процентов. При этом среднедушевое потребление упало до 12-14 килограммов вместо 22-х, рекомендованным минздравом. И с учетом низкой покупательной способности населения эта тенденция очевидно сохранится до принятия адекватных государственных мер.
По мнению многих экспертов, и я с ними согласен, перечисленные положения обусловливают необходимость изменений законодательной базы развития национального рыбного хозяйства.