Жители Шенкурска объединились, чтобы построить мост

В городе Шенкурске Архангельской области людей объединила общая проблема - отсутствие постоянного сообщения через реку Вагу. Шенкуряне создали собственную группу в соцсетях, записываются на прием к чиновникам, подключают СМИ. А еще не так давно даже нашли компанию, которая согласилась сделать проектную документацию капитального моста, причем совсем недорого - за 21 миллион рублей.
Летом временный понтонный мост в Шенкурске нередко выходит из строя.
Летом временный понтонный мост в Шенкурске нередко выходит из строя. / Татьяна Сухановская

- Мы министру так и сказали: деньги соберем и принесем. Лишь бы дело двигалось, - заявляют местные предприниматели.

Шенкурск остается без устойчивой связи с "большой землей" четыре месяца в году - весной и осенью. Причем около месяца, когда паром не может ходить из-за льда или ледостава, сообщения нет вообще. Последствия такой изоляции - дефицит бензина, детского питания, мгновенно пустеющие полки сетевых магазинов, не имеющих в Шенкурске складских помещений. Правда, магазинчики местных предпринимателей обеспечивают людей самым необходимым, только вот цены в них, что вполне естественно, взлетают вверх.

Неудивительно: бизнес в эти месяцы становится неконкурентоспособным, так как вынужден вкладывать дополнительные деньги в форсирование реки и преодоление вынужденной "блокады".

Многокилометровые очереди на переправу - в Шенкурске обычная история: возможности маленького парома очень ограничены. Правда, летом через Вагу прокладывают понтонный мост - но и он периодически закрывается, особенно в жару, когда река мелеет. Кроме того, понтоны нередко выходят из строя из-за транзита большегрузов.

- Живу я на правом берегу Ваги, а хозяйство у меня на левом, - рассказала "Российской газете" шенкурский фермер Татьяна Вебер. - Вопрос переправы стоит остро: то домой попасть не могу, то на работу, когда распута. Я даже была вынуждена взять кредит и оборудовать у себя на предприятии жилье для сотрудников - ведь хозяйство не может зависеть от того, приедут или не приедут люди на работу.

Четыре месяца в году люди оказываются в изоляции

Власти региона признают, что круглогодичную транспортную доступность Шенкурска может обеспечить только капитальный мост через Вагу. Министр транспорта Архангельской области Сергей Роднев ответил местным активистам, что ориентировочная стоимость работ составит не менее трех миллиардов рублей, но "в связи с ограниченностью средств регионального дорожного фонда строительство моста через реку Вагу до 2028 года не предусмотрено".

- Нам говорят, что Шенкурск - тупиковый город. Странная логика. Как Шенкурск будет развиваться, расти, как будет пополняться бюджет района, если новых возможностей без моста практически нет? Это при том, что местные предприниматели готовы заниматься туризмом, лесопереработкой, осваивать пустующие земли, - говорит Татьяна Вебер.

Кстати, шенкуряне подсчитали: если сложить все средства, которые местный бизнес тратит сегодня на преодоление Ваги, а также теряет из-за простоев... На мост бы точно хватило.

Кстати

Попытки построить мост в Шенкурске делались неоднократно начиная с 60-х годов прошлого века. Последняя принадлежит крупной лесопромышленной компании региона: в 2016 году администрация района заключила трехсторонний контракт на выполнение проектных работ по строительству моста за счет частного инвестора. Только вот проектная документация с госэкпертизой в администрацию района так и не поступила - предприниматель потерял к проекту интерес. Строить мост через Вагу считается экономически нецелесообразно, так как население здесь невелико - от "большой земли" река "отрезает" около семи тысяч человек.