История русско-индийских отношений помнит массу курьезных, удивительных случаев. Это и трехлетние мытарства тверского купца Афанасия Никитина, ступившего на индийскую землю за пару десятков лет до португальца Васко Да Гамы, и поразительной дерзости план Павла I захватить Британскую Индию силами казаков, и переписка двух столпов пацифизма Льва Толстого и Махатмы Ганди, и советско-индийская дружба - вот лишь несколько ярких страниц русско-индийских отношений.
Разумеется, из-за географической удаленности Индии эта страна казалась нашим предкам чуть ли не землей обетованной. В старинных книгах можно прочесть о фантастических животных, от единорогов до монструозных мантикор, якобы населявших индийские просторы. Гораздо позднее, когда добраться до родины "Махабхараты" стало не проще, но хотя бы реальнее, умы ученых и авантюристов захватили и воинственный блеск индийского оружия, и сочные краски тканей, дурманящие ароматы специй. А уже в советское время лозунг "Хинди Руси бхай бхай" - "Индийцы и русские - братья" был известен каждому школьнику.
Всем этим переплетениям русской и индийской культур и посвящена новая выставка в музее-заповеднике "Царицыно". Стоит только войти в первый экспозиционный зал, понимаешь - впереди ждет не просто несколько помещений, заставленных антиквариатом, а настоящее, большое и красивое путешествие. К оформлению выставки сложно придраться, да и не хочется этого делать. У каждого зала своя тема и дизайн-код. И начинается все с первых упоминаний Индии в русской книжной культуре - здесь и отрывки из "Четьи-Минеи" архиепископа Новгородского Макария, и древнейший список "Хождения за три моря" Афанасия Никитина - темнота в зале как бы подчеркивает глубину той временной пучины, что отделяет посетителя от авторов древних текстов, завороженных далекой Индией.
Второй выставочный зал производит, наверное, самое большое впечатление. Входя в него, чувствуешь себя сказочным Али-Бабой, перед которым после заветного "Сим-сим" открылись волшебные двери. В зале собраны артефакты, привезенные из Индии в Россию коллекционерами в XIX и XX веках. Золотые браслеты, ткани тончайшей работы, расписанные вручную сосуды, головные уборы и миниатюры - глаза разбегаются, и хочется полюбоваться всем и сразу. Особенного внимания заслуживают образцы индийского оружия - большая часть этих произведений ратного искусства когда-то входили в личную коллекцию Николая II, большого любителя и собирателя смертоносных диковин.
Стоит сказать, что партнерами "Царицыно" при подготовке выставки были такие крупнейшие музеи страны, как Музей Востока, Кунсткамера, Третьяковская галерея - помимо десятков уникальных артефактов материальной культуры на стенах зала представлены работы Василия Верещагина, благодаря его мастерству портретиста и пейзажиста можно с легкостью представить себе грозных обладателей экспонируемых мечей и алебард, прекрасных женщин, облаченных в разноцветные сари.
Когда восторг несколько проходит, и гостю выставки удается, наконец, взять себя в руки - тут же в глаза бросается небольшой красный шатер посреди зала. И если в него зайти, то взору откроется одна из жемчужин экспозиции - мастерски выполненные миниатюры XVI века из книги воспоминаний основателя Империи Великих Моголов "Бабур-наме". На не растерявших за столетия красок миниатюрах разворачиваются и бытовые сцены, охота и романтические свидания, а также героические битвы. Это сокровище было частью коллекции выдающегося коллекционера Петра Щукина, а к нему они попали от Алексея Морозова, который приобрел чудо заморских художников у персидских купцов на нижегородской ярмарке в 1906 году.
Как уже было сказано, каждый зал экспозиции раскрывает одну тему - и организаторы сумели последовательно и всесторонне рассмотреть влияние Индии на духовную жизнь и культуру России. Многие русские философы и писатели поддавались индийским чарам. У кого-то, как например у Андрея Белого, индийский период длился недолго, а кто-то, как Николай Рерих, навсегда посвятил себя поиску истины в древней мудрости брахманов. Рериху посвящена значительная часть одного из залов - представлены картины с видами Гималаев, ставшие ёентральным мотивом позднего периода творчества живописца, а рядом с картинами - многостраничные фолианты Рериха-философа, уже ставшие библиографическими редкостями.
Повлияла индийская культура и на театральную жизнь нашей страны. Мало кто знает, но именно с постановки "Сакунталы" началась история Камерного театра Александра Таирова, преемником которого стал Московский драматический театр имени Пушкина. "Индийская нота" звучит и в русской опере, проникает в балет. На выставке "Невероятная Индия. Взгляд из России" можно увидеть афиши, макеты декораций, эскизы костюмов таких постановок, как "Искатели жемчуга", "Баядерка", "Рамаяна".
Приятное чувство ностальгии способны вызвать залы, посвященные Индии в кино и мультипликации. Эскизы к таким шедеврам, как "Маугли", "Рики-Тикки-Тави" и "Золотая антилопа" не оставят равнодушными ни взрослых, ни маленьких гостей. Фраза "Есть фильмы хорошие, есть плохие, а есть индийские" стала уже неофициальным слоганом всей болливудской продукции в нашей стране, и этому феномену тоже посвящен отдельный зал. Афиши легендарных "Зита и Гита" и картин Раджа Капура, сопровождаемые отрывками из главных индийских кинолент прошлого века перенесут во времена молодости тех, кто застал эти фильмы в советских кинотеатрах.
Один из заключительных залов посвящен советско-индийской дружбе. Замысловатые подарки в виде миниатюрных достопримечательностей, сделанные членами Индийского правительства Никите Хрущеву во время его визита в дружественное государство соседствуют с картинами передовых советских живописцев, не раз отправлявшихся в заграничные командировки в Индию. Портреты простых индийцев, соцреалистические полотна о жизни простого индийского народа - вот плоды этих путешествий.
Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" завершается периодом советско-индийской дружбы, но совершенно ясно, что это ни в коем случае не точка, а обнадеживающее многоточие.
Россия и Индия сейчас - государства-члены БРИКС, крупные торговые партнеры. Наши страны объединены схожим взглядом на будущее планеты: светлое, свободное и многополярное. Подобные выставочные проекты чрезвычайно важны прямо сейчас, в эпоху, когда культурные различия становятся причиной непонимания и вражды. Возможность прикоснуться к древней истории другого государства, взять у великих отечественных мастеров театра, живописи и кино уроки восхищения чужой культурой - вот, что значимо.