Документ подготовлен заместителем главы Комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи Антоном Горелкиным. По его словам, главная цель - сделать прозрачными механизмы рекомендаций и не допускать их применения в незаконных целях. Также законопроект призван защитить пользователей от манипулирования со стороны интернет-площадок. Новые нормы должны вступить в силу 1 октября 2023 года.
Функции контроля будут возложены на Роскомнадзор. В ведомстве сообщили "РГ", что "готовы приступить к исполнению закона после его принятия и разработки необходимой нормативной правовой базы".
"Исследователи фиксируют факты манипуляции: и в маркетинговых, и в политических целях. Психологи диагностируют у своих пациентов нервные расстройства, причиной которых становится так называемая "алгоритмическая тревожность", - отмечает Горелкин негативные последствия неконтролируемого применения рекомендаций.
"Законодатели разных стран все чаще говорят о необходимости регламентировать эту сферу", - говорит Горелкин.
Первоначально регулирование рекомендательных сервисов должно было позволить взять под контроль иностранные площадки, которые не подчинялись российскому законодательству. После ухода их с российского рынка в начале 2022 года основным объектом регулирования стали российские маркетплейсы, классифайды, интернет-магазины, соцсети, онлайн-кинотеатры.
Антон Горелкин полагает, что "законопроект заставит разработчиков более ответственно относиться к применению ИИ-технологий", которые используются для формирования рекомендаций. "По сути, это будет первый российский законопроект, направленный на регулирование продукта, созданного искусственным интеллектом", - говорит он.
Законопроект обязывает информировать пользователей о самом факте использования таких механизмов и о том, какие конкретно алгоритмы используются и на основании какой информации совершаются те или иные рекомендации.
В первых версиях законопроекта присутствовала норма, требовавшая размещения на ресурсах кнопки отключения алгоритмов. В текущей версии законопроекта этот инструмент отсутствует, так как "цифровые платформы не в полной мере реализуют возможность отключения рекомендательных алгоритмов, и некоторые продукты, целиком построенные на рекомендациях, потеряют свою ценность", - указывает автор законопроекта.
Как следует из текста пояснительной записки, владелец ресурса обязан "разместить правила применения рекомендательных технологий; адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы или наименование (для юрлица)". Прописан и механизм взаимодействия с ресурсами, использующими рекомендательные технологии "с признаками нарушения установленных требований", в частности для продвижения запрещенного контента.
В частности, Роскомнадзор вправе запрашивать у владельца ресурса информацию, связанную с применением рекомендательных технологий, а также доступ к программно-техническим средствам рекомендательных технологий для проведения оценки соответствия их применения устанавливаемым требованиям.
"В случае неисполнения владельцем информационного ресурса предусмотренных законопроектом обязанностей Роскомнадзор направляет уведомление, в котором указывается срок устранения нарушения", - говорится в тексте документа.
Если в течение 10 дней нарушения не будут устранены, то Роскомнадзор сможет запретить использование рекомендательных сервисов. Если требование будет проигнорировано, то ресурс может быть заблокирован.
В отрасли при этом видят определенные риски в регулировании рекомендательных систем.
"Массовые российские пользовательские сервисы являются основным двигателем развития русскоязычных семантических технологий. Возможность отключать рекомендательные системы приведет к ухудшению их работы", - говорил в интервью "РГ" глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко.
А, по данным президента АКИТ Артема Соколова, потери отрасли от введения регулирования могут составить более 100 млрд руб. ежегодно.