Пермские власти не могут договориться с предпринимателями о дизайне и габаритах городских НТО

На днях в Четвертый апелляционный суд поступило на пересмотр громкое дело о регулировании в муниципальных правилах благоустройства Перми внешнего вида и размеров торговых павильонов, киосков и других нестационарных торговых объектов (НТО). Выводы, которые сделает суд по итогам рассмотрения этого дела, во многом предопределят дальнейшую правоприменительную практику местных властей по отношению к НТО в большинстве городов нашей страны.
Илья Питалев \ РИА

Пермские предприниматели, включая владельцев газетных киосков, и организации собственников жилья оспорили решение нижестоящего суда, признавшего право городских властей Перми предписать использование только типовых проектов НТО (со строго фиксированными размерами и минимальным количеством возможных вариантов) при отсутствии возможности какой-либо индивидуализации торговых объектов.

Суд первой инстанции постановил, что такие требования местных органов власти сами по себе не являются вмешательством в торговую деятельность и не создают неблагоприятных или дискриминирующих условий и что цель у них правильная - создание благоустроенной городской среды. А затруднения, которые вследствие этого испытывает бизнес, по мнению Пермского краевого суда, не должны иметь определяющего значения, поскольку нормативный правовой акт не может учесть все частные случаи осуществления предпринимательской деятельности. В том, что количество возможных вариантов типовых проектов НТО при таком регулировании было сведено к минимуму (не более двух для НТО каждого вида), суд первой инстанции не увидел нарушения, посчитав, что и небольшое количество таких вариантов, и строго фиксированные требования к габаритам НТО местные власти, по мнению суда, могут определять по своему усмотрению, без какого-либо обоснования и без учета интересов предпринимателей.

Решение пермского суда вызвало серьезный резонанс и настороженность не только в предпринимательском сообществе. Ведь это первое подобное дело после серии решений Конституционного суда России, призвавшего местные власти к сдержанности и обязанности применять гибкие подходы к регулированию НТО, чтобы торговая деятельность не утратила экономический смысл.

Участники рынка ожидали, что судебная практика внесет конкретику, определит стандарты принятия решений на местном уровне и обеспечит понятные и необременительные правила для бизнеса. Тем более что стимулирование развития предпринимательства стало сегодня вопросом национальной безопасности. Президент России неоднократно подчеркивал, что правильным ответом на агрессивные действия нашего противника является поддержка и расширение экономических свобод и предпринимательских инициатив. Правительством РФ сформулирован ряд поручений по упрощению на региональном и местном уровнях условий ведения нестационарной торговли, ведь именно она - лучшая, а порой единственная возможность выхода на рынок небольших производителей и фермеров с качественной и доступной продукцией. А для распространения тиражей традиционных газет и журналов торговые киоски просто незаменимы. Малоформатный торговый бизнес - это, помимо прочего, еще и важный инструмент социальной политики, который создает множественные рабочие места и препятствует оттоку населения из регионов.

Поддержав позицию пермских властей, но не разъяснив юридические критерии определения границ полномочий муниципалитетов в этом вопросе, суд первой инстанции оставил неопределенность, которая может обернуться произволом на местах и экономическими потерями, в том числе для населения.

Эксперты, опрошенные "РГ", единодушны в том, что само по себе использование типовых проектов вполне естественно для городской инфраструктуры, позволяет упорядочить коммунальную среду, сделать ее узнаваемой и удобной, сократить издержки за счет применения стандартных решений. Однако бездумная абсолютизация шаблона не только губит индивидуальность, но и может парализовать развитие малого торгового бизнеса. Тем более если при этом игнорируется специфика конкретных элементов городской среды и непосредственные цели их использования.

Особенность НТО в том, что конструктивные характеристики нестационарного торгового объекта (его конкретные размеры, элементы оформления, особенности конструкции) зачастую предопределяются существующей товарной специализацией НТО и необходимым торговым оборудованием. Так, для газетных киосков требуются прилавки и витрины определенного вида, для нестационарной продажи кофе - совершенно другие, для торговли фруктами - третьи. Разрешение использования только единообразных (безальтернативных) типовых проектов НТО вынуждает предпринимателей любой ценой уложиться в отведенные жесткие рамки по параметрам НТО либо закрыть свой бизнес. При этом габаритные параметры типовых проектов, которые вводятся как обязательные без какого-либо согласования с предпринимателями, без учета их технических потребностей, на практике могут быть как чрезмерны, так и слишком малы для той или иной специализации нестационарной торговли. И это влечет соответственно либо неоправданные расходы для предпринимателя, либо невозможность продолжения бизнеса.

Во многих случаях минимально необходимая площадь для ведения торгового бизнеса задается национальными стандартами и иными федеральными правилами (техническими, санитарными и прочими). И если муниципальные типовые проекты НТО не позволяют соблюсти эти федеральные стандарты и правила, то конкретный вид объектов просто блокируется на местном уровне. То же самое может происходить и при использовании сетевой модели нестационарного торгового бизнеса, когда на разных территориях применяется избранный предпринимателем и оптимальный для него единый стандарт организации торговли или услуг, менять который под местный типовой проект не позволяют единые для всех условия договора соответствующей федеральной торговой сети. Если же предположить, что строго фиксированные муниципальные типовые проекты НТО будут внедрены повсеместно, в каждом или почти каждом городе, то сетевая нестационарная торговля (с использованием раскрученных федеральных торговых марок, готовых технологий и элементов оформления той или иной сети, очевидно, отличающихся от местных типовых шаблонов НТО) станет попросту невозможной.

При всей важности вопросов внешнего облика НТО трудно понять, почему с точки зрения пермских властей цели благоустройства могут быть достигнуты при установлении выбора только из двух вариантов проектов НТО со строго фиксированными размерами, отступление от которых, даже малейшее, в принципе не допускается. И почему возможность индивидуализации внешнего вида НТО, вариативный подход к их размерам рассматриваются как угроза для городского благоустройства! .

Кстати

Предстоящее апелляционное разбирательство в Четвертом апелляционном суде общей юрисдикции, безусловно, будет иметь серьезные последствия для развития малоформатной торговли во всей России. Речь идет о поиске разумного баланса интересов бизнеса и власти и доверии между ними, которые предполагают взаимное уважение и диалог. Усмотрение городских властей в вопросах благоустройства не может не учитывать весьма отличающиеся друг от друга потребности малоформатного торгового бизнеса, не укладывающиеся в единый фиксированный стандарт по размерам и цветовому оформлению НТО. Поэтому так важно сейчас определить понятные, предсказуемые пределы требований местных органов власти, не допуская при этом перекосов и крайностей.