Выставка "Русская икона сквозь века" из частных коллекций открывается 30 июня в Тверском Императорском дворце
Выставка "Русская икона сквозь века" пройдет с 30 июня по 1 октября в Твери, в оранжерее Императорского дворца. Впервые удалось собрать более 50 икон XVI - начала XX веков из частных коллекций. Представленные на выставке произведения составляют уникальный фонд русской иконописи, неизвестный широкому зрителю.
![Складень "Богоматерь Казанская. Мученик Савва Старилат, Великомученица Екатерина", 1847 год, Сакнт-Петербург. Оклад - А. Игнатов. Складень "Богоматерь Казанская. Мученик Савва Старилат, Великомученица Екатерина", 1847 год, Сакнт-Петербург. Оклад - А. Игнатов.](https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/2023/06/29/russkaya_ikona_01_33c.jpg)
Экспозиция собрана из коллекций членов МККААД (Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров, в которую входит больше 50 галерей). Здесь можно будет увидеть 53 произведения, подавляющая часть которых была реставрирована и раскрыта в последние десятилетия.
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop1000x667/uploads/images/2023/06/29/russkaya_ikona_03_56b.jpg)
Икона - знаковое явление для русской культуры, принесшее ей мировую известность. Она присутствовала не только в храмовом пространстве, но и прочно вошла в бытовой обиход. Выставка представит все многообразие русской иконы на протяжении нескольких веков ее существования. Здесь можно будет увидеть как самые почитаемые в России образы Богоматери, Троицы, Спаса, так и изображения с редко встречающейся иконографией: "Происхождение честных древ Креста Господня", "Не рыдай мене, Мати", "Огненное восхождение пророка Илии". Посетители познакомятся с широкой географией иконописных мастерских: столичная икона, иконы Севера и Поволжья, Новгорода и Костромы, Ярославля и Нижнего Новгорода, Тихвина и Мстёр, Палеха и Холуя.
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop1000x667/uploads/images/2023/06/29/russkaya_ikona_04_620.jpg)
Особое место в экспозиции занимает икона "Спас в Силах", предположительно из мастерских Твери - необычное по стилю изображение из деисусного ряда иконостаса (так называется второй, основной ряд, центральное место в котором занимает фигура Христа на троне).
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop2678x3366/uploads/images/2023/06/29/spas-v-silah-121h90-1_7d2.jpg)
Пристального внимания заслуживает новгородский образ "Святитель Власий Севастийской" с монументальной фигурой святого в эффектном крестчатом облачении, которую иконописец дополнил изображениями Христа и Богоматери в верхних углах композиции. Их он позаимствовал из иконографии другого святителя – Николая Чудотворца. Гипермонументальность и темный колорит характерны для второй половины царствования Ивана Грозного (1560-1570-х годов), с грекофильской ориентацией придворного искусства. Скорее всего, именно тогда и была создана икона.
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop3128x3675/uploads/images/2023/06/29/svyatitel-vlasiy-sevastiyskiy-vtoraya-polovina-xvi-veka_b00.jpg)
В Новое время миссию сохранения древнерусской манеры иконного письма и самих древних икон взяли на себя старообрядцы. На выставке представлено немало созданных в их среде произведений, своим художественным решением обращенных в прошлое. Близки им работы иконописных сел Владимирской губернии - хотя и не старообрядческие, но рассчитанные на консервативного в своих эстетических запросах заказчика.
Полная им противоположность - иконы и складни, создававшиеся для аристократии, обычно украшенные серебряным окладом, живопись которых порой подражает академическим образцам.
Иконы для экспозиции предоставили 7 членов МККААД: Антикварная галерея "Кардашиди-Арт", Антикварный салон "На Патриарших", Антикварный салон "Русскiй модернъ", Сергей Ходорковский, Василий Литвяков, Фёдор Шавырин и Сергей Александров. Каждое из представленных на выставке произведений не только расширяет наши знания в области истории русской иконописи, но и несет в себе художественное начало, которое считалось в иконе не менее важным, чем ее сакральное значение.
Торжественное открытие выставки состоится 29 июня в 16:00.