В жюри этого года вошел китайский пианист Лю Шикунь - лауреат самого Первого конкурса Чайковского, состоявшегося в 1958 году. Тогда 19-летний конкурсант уступил только американцу Вану Клиберну, который взял первое место. "Русская фортепианная школа по-настоящему уникальная, и конкурс тому подтверждение. В отличие от других европейских состязаний конкурс Чайковского является основой основ", - рассказал "РГ" Лю Шикунь.
На конкурсе Чайковского всегда благодарные зрители. Если повезет, то в соседнем кресле можно встретить очень милого пожилого человека, который покажет свое фото с Ваном Клиберном, сделанное им на самом первом конкурсе Чайковского. Аншлаги с утра и до поздней ночи, но публика и атмосфера в двух залах диаметрально противоположная. У скрипачей в Концертном зале имени П. И. Чайковского атмосфера более камерная. Правда, неожиданностью стали аплодисменты между частями и даже вручение цветов. Строгость Большого зала консерватории располагает к более вдумчивому слушанию музыки - практически никаких телефонных звонков и никаких аплодисментов между частями.
В третьем туре у скрипачей совпали программы. Четвертый концерт Моцарта и скрипичный концерт Чайковского прозвучали у двух конкурсанток - Иин Цзин (Китай) и Елены Таросян (Россия). Но оба выступления были максимально разными и по внешней общей фактуре, и по технической детализированности. А настоящей находкой стал Второй фортепианный концерт Чайковского в авторской редакции - именно им открылся второй вечер у пианистов. Несправедливо редко звучащий концерт резко отличился на фоне остальных выступлений конкурсантов. Это грандиозное масштабное сочинение, которое сам композитор любил больше, чем первый концерт. И как же бережно отнесся к материалу Илья Папоян (Россия), за что ему огромная благодарность.
После двух туров, пока конкурсанты репетировали с оркестром, члены жюри посетили дом русского музыкального гения Петра Чайковского в Клину и посадили сирень на территории музея-заповедника.
Первый концерт Чайковского может показаться той мерой, по которой на конкурсе судят о творческой зрелости, таланте и уверенности в собственном исполнении. Все, как на Олимпийских играх: сравнение интерпретаций дало возможность для жюри выбрать самого лучшего среди всех. Вместе с этим каждый артист дарил залу свою энергетику, чувства и эмоции. Инструмент не менялся - пианисты отдали предпочтение бренду Yamaha, но даже в этом случае ни одна нота не прозвучала одинаково. Завершил второй вечер финала Фортепианный концерт Бенджамина Бриттена, ставший свежим дыханием на конкурсе. Энджел Станислав Вонг (США) выбрал очень выигрышный концерт. Калейдоскопический стиль британского нового классика ХХ века резко отличается от русских авторов. Это очень колоритное пестрое сочинение, которое пришлось публике по душе, а живая и бодрая игра Энджела покорила всех.
Третий тур предполагал выступление с двумя концертами, один из которых обязательное сочинение Чайковского - единственный концерт для скрипки, два концерта для фортепиано и Вариации на тему рококо для виолончели. У скрипачей вторым крупным сочинением стал концерт для скрипки Вольфганга Амадея Моцарта (на выбор № 3-5). Некоторые профессионалы считают это "облегчением": технически Моцарта сыграть легче, чем того же Сибелиуса. Но Моцарт обманчиво легкий. Исполнение его музыки подобно поиску ответов на жизненные вопросы. Да и с Чайковским разве все просто? Тем не менее почти все финалисты справились со своими задачами блестяще.
Церемония награждения лауреатов пройдет в полдень 30 июня в Доме Пашкова. В этот же день - гала-концерт лауреатов, в 19.00 в концертном зале "Зарядье". Гала-концерт также пройдет 1 июля в Санкт-Петербурге в зале "Мариинский-2".