Адвокат разъяснил, кто должен отвечать за ДТП с беспилотным авто

На дороги вышли беспилотные машины. На М11 запустили грузовики. В некоторых районах Москвы ездят беспилотные такси. Но случись авария, кто будет отвечать? К кому предъявлять претензии? На эти вопросы "РГ" отвечает адвокат, основатель онлайн-сервиса юридической помощи Advostar.online Ильдар Мухаметзянов.
iStock

Что говорит закон? В марте 2022 года правительство РФ постановлением № 309 утвердило экспериментальный правовой режим для беспилотного транспорта. Он разрешает таким автомобилям перемещаться по дорогам общего пользования в 38 регионах России.

После, в октябре того же года, появилось новое постановление, которое регламентировало запуск инициативы "Беспилотные логистические коридоры" на федеральной трассе М-11 "Нева". Чтобы получить право на передвижение по М-11, автомобиля компании-разработчика нужно соответствовать нескольким критериям. А именно, попадание в базу МВД в категорию "беспилотный автомобиль". Кроме того, необходимо, чтобы грузовик прошел оценку соответствия требованиям безопасности ФГУП "НАМИ". Ну и, конечно, в кабине обязательно должен находиться инженер-испытатель. В нештатной ситуации он сможет перехватить управление.

Но даже при наличии водителя может случиться авария, поэтому возникает логичный вопрос: кто понесет ответственность в случае ДТП с беспилотником? В зависимости от того, что стало причиной столкновения, виновником могут признать одного или нескольких лиц. Разберем самые распространенные причины ДТП с беспилотными автомобилями.

Сейчас законодательство требует того, чтобы в машине находился водитель, который сможет контролировать работу автоматики. Возможно, в будущем таких пилотов полностью заменят удаленные операторы - они будут отслеживать передвижение сразу нескольких автомобилей.

Если ДТП произойдет не по вине других участников дорожного движения или по причине ошибки ИИ, ответственность за аварию, скорее всего, будет нести водитель. Например, в ноябре 2019 года беспилотный автомобиль "Яндекса" не успел затормозить и столкнулся с другой машиной. Виновным признали водителя-испытателя, так как беспилотник в момент ДТП управлялся вручную.

Впрочем, наказать водителя могут даже в случае, когда машина была под контролем искусственного интеллекта. Например, если после ошибки автоматики человек за рулем не предпринял необходимых действий для предотвращения ДТП. При гибели людей виновнику может грозить до 15 лет лишения свободы. При этом по закону привлечь к ответственности могут как водителя-испытателя, так и оператора, осуществляющего удаленную маршрутизацию транспорта.

С водителя беспилотника однозначно снимается ответственность, если ДТП произошло по вине других участников дорожного движения. Например, в 2018 году в США зарегистрировали первый случай смерти пешехода при столкновении с беспилотным авто. 49-летняя велосипедистка Элейн Херцберг выехала на дорогу из темноты. Ни автоматика, ни водитель не успели ее заметить. Несмотря на то, что машина двигалась с незначительным превышением скорости (61 км/ч вместо разрешенных 56 км/ч), виновной в ДТП признали именно погибшую - она пересекала дорогу вне пешеходного перехода.

В аналогичной ситуации в России результат был бы схожим. Дело в том, что превышение разрешенной скорости на 5 км/ч не является правонарушением. А вот пересечение дороги вне пешеходного перехода приравнивается к нарушению ПДД. Конечно же, мы говорим о случае, когда не были установлены какие-либо иные обстоятельства дела. Для этого следственные органы предварительно проводят проверку возможных неисправностей в автомобиле, а также экспертизу для выяснения причины смерти.

Ответственность может упасть и на разработчиков искусственного интеллекта или грузоперевозчика, если будет установлено, что ДТП произошло в результате поломки. Так, в марте 2018 года в США в аварии погиб инженер Apple Уолтер Хуанг. Его автомобиль Tesla Model X не увидел перед собой препятствие - бетонный разделитель. При этом у водителя уже были проблемы с автопилотом в том же месте - установлено, что ИИ неоднократно игнорировал злополучный барьер.

Семья Хуанга обвинила в аварии Tesla. Родственники считают, что заявления Илона Маска о высоком уровне безопасности автопилота повлияли на бдительность Уолтера - он доверился словам известного предпринимателя. Однако Tesla предупреждает, что водитель должен быть готов в любой момент взять на себя управление машиной. Судебный процесс продолжается уже несколько лет.

В России в случае ДТП по вине разработчика ПО или производителя беспилотного автомобиля характер ответственности может быть совершенно разным. Так, если определенный узел или агрегат беспилотного авто не работал исправно, и именно это послужило причиной аварии, у потерпевшего будут все основания для взыскания морального и материального вреда. Вдобавок к этому фирму-производителя могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4 КОАП РФ "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества".

Кроме того, в случае тяжелых травм или смерти водителя и других участников дорожного движения, представитель автопроизводителя (например, инженер по безопасности) может понести уголовную ответственность. Его могут привлечь к ответу по статье 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Так, если по неосторожности погибло двое и более лиц, по этой статье предусмотрено тюремное заключение сроком до 10 лет. Правда, для этого потребуется много времени и проведение специальной экспертизы, которая подтвердит вину сотрудников фирмы-изготовителя.

Современные машины - это настоящие компьютеры на колесах, в которых большое количество систем управляется электроникой. И их можно взломать. А именно возможно получить удаленный доступ к управлению транспортным средством.

Впервые это удалось сделать в 2015 году двум американским специалистам по защите информации Крису Валасеку и Чарли Миллеру. В рамках эксперимента они остановили движущуюся со скоростью 110 км/ч машину с расстояния 16 км с помощью ноутбука и смартфона. Сидевший за рулем журналист Wired сказал, что самым страшным моментом стало отключение мотора в момент, когда сзади быстро приближался грузовик. После этого производитель отозвал 1,4 млн автомобилей для устранения уязвимости.

Взлом ПО со стороны практически исключает возможное наказание для разработчика Искусственного интеллекта. Дело в том, что ни одна защита не может давать 100% гарантию. Как правило, производители всегда прописывают такие моменты в пользовательских соглашениях. Есть вероятность, что с принятием новых нормативных актов в будущем что-то изменится. В теории пострадавшая сторона может попробовать подать иск на разработчика. Но нужно будет доказать, что моральный вред причинен именно незаконными действиями производителя. А сделать это будет очень сложно.

Современное международное законодательство уже не соответствует уровню технологий в транспорте. Например, в Венской конвенции о дорожном движении указано, что каждое транспортное средство обязательно должно иметь водителя.

Комментарий

Ильдар Мухаметзянов, адвокат:

- На мой взгляд, Россия в этом отношении идет в ногу со временем - законодатели все чаще ставят на повестку дня разработку нормативной базы для беспилотных транспортных средств. В данный момент завершается подготовка федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах. Он будет регламентировать постановку на учет, эксплуатацию и другие правоотношения, связанные с беспилотными авто.

При разработке этого законопроекта необходимо учитывать желания и интересы всех сторон. Беспилотный автомобиль - это средство повышенной опасности, которое всегда должно находиться в идеальном состоянии. Обычная машина может ехать с некритичными неисправностями, так как ей управляет человек. Но ошибки и поломки в беспилотнике могут привести к фатальным последствиям. На мой взгляд, в будущем необходимо регламентировать, чтобы производители внедрили систему автоматической блокировки беспилотных автомобилей в случае даже незначительных неисправностей.