Содержание:
Этот проект - один из самых известных не только потому, что поражает масштабами, но и потому, что его реально начали строить в 1930-е. Высотка на месте взорванного храма Христа Спасителя должна была служить для проведения сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций. А еще партийное руководство задумывало ее как "эмблему грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе". План архитектора Бориса Иофана предполагал, что высота дворца вместе со стометровой статуей Владимира Ленина наверху составит 415 метров. На секундочку - самый высокий небоскреб Москвы сегодня насчитывает лишь 373 метра. Под дворец успели заложить фундамент, но потом началась Великая Отечественная. Стальные конструкции дворца использовали при обороне Москвы. После к проекту пытались вернуться, но дело так и не сдвинулось. В народе ходила легенда, что в глаза статуи вождя на крыше хотели установить прожекторы, которые освещали бы Москву по ночам. Представляете картину?
Московское метро в этом году отметило 88 лет со дня своего открытия, но история его создания уходит еще в XIX век - уже тогда инженеры стали задумываться о подземке. Один из самых известных дореволюционных проектов принадлежал инженеру Петру Балинскому и проектировщику Евгению Кнорре. В Музее Москвы хранятся рисунки художника Николая Каразина, где можно увидеть, как прямо по Красной площади между Кремлевской стеной и ГУМом проходят эстакады с поездами и располагается огромный вокзал.
Всего планировалось построить 74 надземные и подземные станции - часть использовалась бы под метро, а часть под трамваи. Проект в итоге не реализовали из-за его радикальности - гласным городской думы идеи показались уж слишком смелыми.
Будь реализован проект Дома Аэрофлота, и площадь Белорусского вокзала была бы совсем другой. Огромное скругленное здание, увенчанное фигурой с крыльями в руках, в 1930-е хотели построить на месте перехода улицы Горького (сейчас - Тверская) в Ленинградский проспект. Это был бы символический пункт связи СССР с заграницей.
Здание и само чем-то напоминало самолет - глядя на проект, можно подумать, будто оно пытается взлететь. Кстати, скульптуру для крыши дома должен был сделать архитектор Иван Шадр, автор "Девушки с веслом". Но проект отвергли. Много лет спустя его автор, архитектор Дмитрий Чечулин, реализовал свои задумки при создании Дома Советов РСФСР - сейчас там располагается правительство РФ, а здание часто называют белым домом. Оно действительно похоже на проект Дома Аэрофлота.
Об этом проекте всерьез заговорили примерно в 2015 году, а картинки с комплексом небоскребов в дубайском стиле быстро стали вирусными в Сети - идея выглядела очень смело даже для Москвы. В 5-м Донском проезде рядом с площадью Гагарина планировалось построить пять небоскребов от 70 до 90 этажей, соединенных воздушными переходами.
В башнях разместились бы гостиницы, офисы, торговый центр, спа с высотным панорамным бассейном, апартаменты и многое другое, но вскоре стройка встала, а застройщика в 2020 году признали банкротом.
Потом, впрочем, банкротство прекратили. Но с тех пор судьба проекта остается неопределенной - в первоначальном виде его построят вряд ли, хотя небоскребы в этом месте все же могут появиться.
А вот тоже недавнее прошлое, 1990-е и 2000-е. Настала новая эпоха и, как и в 1920-1930-е, она искала своей реализации в архитектуре. Удивительным образом взор многих проектировщиков и властей устремился под землю - на Манежной площади построили подземный торговый центр "Охотный ряд" и всерьез обсуждали идею, чтобы застроить так чуть ли не все подземелье Тверской улицы.
Научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин вспоминает в своем телеграм-канале, что в 1998-2002 годах обсуждался проект подземного торгово-общественного комплекса под Тверской с его возможным соединением с ТЦ "Охотный ряд" и будущим комплексом под Пушкинской площадью. Получилась бы такая подземная Тверская с магазинами. Но проект в итоге так и остался на бумаге. Скорее всего, и к лучшему.