Из 650 единиц сельхозтехники, представленной на выставке, более 180 были алтайского производства. В прошлом году в регионе выпустили свыше 6,6 тысячи машин и агрегатов, востребованных в сельском хозяйстве. А всего, по данным Ассоциации "Росспецмаш", на Алтайский край приходится более половины всех выпускаемых в стране борон и комбинированных почвообрабатывающих агрегатов, 87 процентов глубокорыхлителей, 43 процента плугов, почти треть всех зерносушилок и прицепных машин для внесения минеральных удобрений.
Правда, в последние полтора года объемы производства по ряду позиций несколько снизились. Меньше стали выпускать борон и плугов, за пять месяцев текущего года сократилось и изготовление сеялок. Это связано как с сокращением экспортных поставок, так и с тем, что в предыдущие годы в регионе выпустили рекордные объемы этой продукции. В 2020-м в 1,6 раза увеличили производство сеялок, в 2021-м - в 1,7 раза культиваторов и на 70 процентов больше произвели за эти два года плугов.
Но в тех сегментах, где алтайским машиностроителям приходится экстренно замещать продукцию зарубежных компаний, рост объемов производства продолжает бить рекорды. Так, единственный в стране производитель топливных систем Common Rail - Алтайский завод прецизионных изделий - в 2022 году увеличил выпуск продукции на 78 процентов, а за пять месяцев 2023-го - еще на 46 процентов. Ведь после ухода немецкого концерна Bosch российские моторные заводы стали испытывать серьезный дефицит таких топливных систем, а без них невозможно собрать двигатели для ГАЗа, КамАЗа, тракторов "Кировец" и другой сельхозтехники.
- Кроме того, мы оперативно наладили выпуск инжекторов для Ярославского моторного завода и сейчас осваиваем новое направление - выпуск топливной аппаратуры на большие двигатели до пяти тысяч лошадиных сил для БелАЗов, - рассказала зампредседателя правления управляющей компании АЗПИ Анна Осинцева. - В России пока нет своего производства тяжелых двигателей, его нужно налаживать, и без нашей топливной аппаратуры не обойтись. Первые образцы мы уже отправили на испытания. Также нам предстоит освоить выпуск полнокомплектной топливной системы для Минского моторного завода (Беларусь), который девяносто процентов своих двигателей поставляет на Минский тракторный завод. На реализацию этого проекта мы получили в Фонде промышленности льготный кредит в полтора миллиарда рублей и уже закупаем необходимое оборудование.
А чтобы те, кто уже приобрел технику с немецкой топливной аппаратурой, больше не зависели от импорта, на заводе создали комплект для переоборудования на алтайские системы и всю номенклатуру необходимых запасных частей. Правда, в этом сегменте предприятию приходится жестко конкурировать с китайскими аналогами.
- Отечественный рынок быстро заполняет продукция из Поднебесной. При этом китайские производители не обеспечивают наших потребителей ни запасными частями, ни сервисом, ни гарантиями, - посетовала Анна Осинцева.
Два года назад на Барнаульском заводе механических прессов наладили выпуск тяжелых колесных дисков для сельхозмашин. Сегодня это тоже пока единственный производитель в стране. За короткое время здесь поставили на поток целую линейку дисков разных диаметров, нарастив объемы производства в четыре раза. И продолжают расширять ассортимент. На Дне сибирского поля предприятие презентовало барабан-проставку, предназначенную для спаривания колес на тракторах "Кировец" Петербургского тракторного завода.
- Мы работаем с питерским заводом, Ростсельмашем, Гомсельмашем, со всеми крупными производителями сельхозтехники, - подчеркнул руководитель предприятия Сергей Ферапонтов. - Наше производство - это полное импортозамещение, мы вытесняем с рынка колесные диски из Китая, Польши, Турции. А в перспективе ставим себе задачу постепенно охватить до 90-95 процентов российского рынка тяжелых колесных дисков.
Еще один крупный производитель сельхозтехники на Алтае - группа компаний Агроцентр - видит задачи импортозамещения в выпуске не только готовой продукции взамен зарубежных аналогов, но и в производстве всех комплектующих.
- Мы каждый год разрабатываем новые модели посевной и почвообрабатывающей техники, и их сегодня у нас уже 85, - отметил гендиректор группы компаний Сергей Твердохлеб. - Локализация производства выше 86 процентов: то есть почти все, что нужно для выпуска сельхозмашин, мы производим сами. Оставшиеся комплектующие закупаем в основном у российских партнеров, импорт составляет всего четыре процента. Все новые модели испытываем на своих полях. Для этого специально занялись еще и растениеводством - завели собственный посевной клин.
Оперативно разрабатывать технику, которая сегодня остро необходима аграриям, машиностроителям помогают ученые Алтайского аграрного университета, а также конструкторы Алтайского НИИ технологии машиностроения и Рубцовского проектно-конструкторского технологического института.
- Такое сотрудничество позволяет нам создавать машины, полностью заменяющие импортные аналоги, которые до недавнего времени доминировали на российском рынке, - отметил директор Рубцовского завода запасных частей Станислав Кедик. - На Дне сибирского поля мы представили сеялки точного высева. К их созданию привлекли одного из наших зарубежных партнеров, но все производство будет находиться в Рубцовске, на территории промышленного технопарка. Сейчас готовим к серийному производству еще три новые машины, они уже проходят необходимые испытания. Кроме того, совместно с компанией "Северсталь" мы реализуем программу технологического суверенитета в области металлопроката - разрабатываем сталь, которая не уступает по качеству зарубежным аналогам. Все рабочие органы сельхозмашин мы уже изготавливаем из боросодержащей стали. Также проводим испытания еще одной новой марки стали и работаем над созданием высокопрочных труб для рамных конструкций. Когда все эти проекты будут реализованы, мы получим полный технологический суверенитет для изготовления прицепной техники и не будем зависеть от импортного металла.
Кстати
Петербургский тракторный завод в 2022 году более чем в три раза увеличил закупку комплектующих у алтайских сельхозмашиностроителей. Если в 2021 году объем поставок топливных систем для двигателей, шин и колесных дисков на главный конвейер питерского завода составлял триста миллионов рублей, то в прошлом году он достиг почти миллиарда рублей. Директор ПТЗ Сергей Серебряков пообещал, что в этом году объемы закупа комплектующих, произведенных в Алтайском крае, сохранятся на таком же уровне.