По мнению бизнеса, главная "плюшка", предусмотренная соглашением, - это механизм стабилизационной оговорки. Он гарантирует инвестору на весь срок реализации проекта неизменность условий налогообложения и других норм, например, градостроительного, лесного, таможенного, земельного права. Это очень важно при выборе бизнес-модели и расчете окупаемости проекта. Механизм можно дополнять и развивать, и власти призывают инвесторов вносить свои предложения.
- В регионе сформирован полный пакет правовых актов для реализации СЗПК. Инициатива должна исходить от бизнеса, задача власти - найти конструкцию, которая обеспечила бы оказание господдержки, а также максимально комфортные условия для реализации проекта, - говорит начальник отдела мининвестразвития Свердловской области Павел Боровков.
Вторым важным аспектом СЗПК предприниматели назвали возможность получить финансовую поддержку на развитие инфраструктуры - дорожной, инженерной или даже социальной, например строительство жилья для сотрудников. Главное, чтобы она создавалась исключительно для целей проекта - тогда возмещается до 50 процентов фактически понесенных затрат. Если это сопутствующая инфраструктура, обеспечивающая большую территорию (не менее 70 процентов нагрузки приходится на долю третьих лиц), то инвестору могут компенсировать до ста процентов затрат, пояснил Боровков.
Условия привлекательные, однако за три года участниками программы стали всего шесть инвесторов: четыре компании заключили федеральные СЗПК, две - региональные. С областью соглашения подписали компания "Аллегро", производитель железнодорожных колес, и ЕВРАЗ, который использовал этот механизм для реализации проекта освоения месторождения в Качканаре с инвестициями около семи миллиардов рублей.
- Мы не сомневались, что механизм СЗПК позволит по-новому взглянуть на проект, а также получить льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В первый раз подали заявку в 2021 году на федеральный уровень, но затем отозвали ее и заключили региональное соглашение. Это была действительно командная работа министерства и инвестора: мы уже пользуемся льготами, - говорит директор по инвестициям дивизиона "Урал" ЕВРАЗа Антон Спицин. - Правда, не обошлось без правовой коллизии: НДПИ - федеральный налог, а СЗПК мы заключили с региональными органами власти. Проблему разрешили в частном порядке через многочисленные консультации с ведомствами.
По мнению эксперта, бизнес зря недооценивает стабилизационную оговорку и опасается инвестировать из-за того, что очень часто меняется законодательство.
Механизм СЗПК интересен и для муниципалитетов. Как рассказал замглавы Белоярского городского округа Вячеслав Толстогузов, благодаря близости к мегаполису эта территория стала привлекательной для инвесторов: пять крупных компаний, специализирующихся на сельском хозяйстве, металлообработке, выпуске пластиковых труб, готовы разместить здесь свои производства. Сейчас многие сотрудники предприятий вынуждены ежедневно ездить на работу из Екатеринбурга, но в будущем, когда компании выйдут на проектную мощность, людей придется куда-то селить. Эта проблема актуальна также для Сысерти, Богдановича и других близлежащих городов.
- Мне видится, что, воспользовавшись инструментами СЗПК, мы сможем построить общежития. Часть квартир займут работники нового предприятия, остальные будут служить маневренным фондом муниципалитета, - говорит Толстогузов. - Предварительно мы обсудили порядок действий с мининвестом, определили, что инвестор сделает техзадание и определится с источником финансирования, а город в свою очередь подтвердит, что готов принять на обслуживание новые социальные объекты.
Кстати, практики возведения жилья в рамках СЗПК в России еще нет. Первопроходцы рассчитывают выполнить все обязательства за три года.
В ходе дискуссии еще один инвестор-гигант обозначил свой блок вопросов по СЗПК. Логистический терминал на северо-востоке Екатеринбурга запущен в ноябре прошлого года. Общий объем инвестиций составил 10 миллиардов рублей. Для реализации проекта ТЛК "Уральский" потребовалось выкупить 130 гектаров земли промышленного назначения, проложить 14 километров железнодорожных путей, построить контейнерные площадки, создать таможенную и логистическую инфраструктуру. Наряду с прочими вопросами инвестора волнует порядок возмещения процентов по кредиту, ведь объект строился частично на собственные средства компании, частично - на заемные. К примеру, будут ли учитываться затраты на приобретение погрузочно-разгрузочного оборудования при получении инвестиционного вычета? Есть вопросы и по срокам.
- Если мы правильно поняли, срок возмещения затрат инвестору на обеспечивающую инфраструктуру составляет пять лет. Реализация всего нашего проекта до ввода в эксплуатацию - один-два года, плюс выход на полную мощность - еще год. Соответственно остается один-два года на реализацию механизма СЗПК, - говорит директор Екатеринбургского транспортного терминала Сергей Кирсанов.
По сегодняшним правилам инвестору придется подождать.
- Для шести СЗПК субсидии по возмещению затрат возможны с 2023 года. Сейчас министерство инвестиций Свердловской области прорабатывает первую пилотную субсидию регионального уровня, средства на это, три миллиона рублей, в бюджете заложены. Но предоставление субсидий предусматривается в течение трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию, - пояснил Павел Боровков.