Маргарита перешла на второй курс художественной академии и с мая в свободное от учебы время работает пешим курьером в одной из крупных служб доставки.
- Мне нравится: здесь довольно свободная система, можно совмещать с учебой, - говорит она.
Устроиться было несложно: девушка заполнила онлайн-заявку, установила специальное приложение и пришла за сумкой. При регистрации ей подробно объяснили, что надо делать. Маргарите платят по 55 рублей за заказ и по 20 за каждый пройденный километр. Цифра за расстояние может быть и выше, в зависимости от спроса на услуги курьера. Если взять много заказов, то за четыре часа реально заработать 800-1000 рублей. У студентки выходит 3000-7000 рублей в неделю.
Смены девушка может выбирать в любое удобное время, но по правилам компании не реже, чем раз в три дня. Иногда заказов мало, приходится по часу сидеть и ждать где-нибудь в парке на лавочке, но в целом работа Маргариту устраивает.
Льву 20 лет, он студент педуниверситета. Летом 2021-го и минувшей зимой трудился велокурьером. Уволиться пришлось из-за тяжелой сессии - времени на подработку не оставалось.
Пойти в доставщики Лев решил по совету товарища. В день юноша катался с грузами по 6-12 часов, летом его ставка составляла 175 рублей в час, зимой - 265 без учета прибавок за непогоду. Как-то за три недели получил 30 тысяч рублей.
- Я бы рекомендовал эту работу друзьям и знакомым: несложная, много думать не нужно. Мне кажется, она больше подходит мужчинам и физически развитым людям в принципе. У нас были и девушки, но им порой приходилось везти два арбуза и пять пятилитровых бутылок воды в сумке. Иногда заказы доходили до 40 килограммов, это тоже нужно учитывать, - отмечает молодой человек.
Помимо физической силы, курьеру необходимо обладать навыками ориентировки в пространстве и хорошо знать город. Ну и жить на его зарплату можно, если работать не меньше 12 часов в день.
Сергей окончил третий курс. Он устроился доставщиком два года назад, когда получил права и возникла потребность оплачивать бензин. По закону таксовать новички могут только после трех лет стажа, поэтому выбор пал на автокурьера. Для трудоустройства понадобился минимум документов: система полностью автоматизирована, все вопросы решаются через онлайн-поддержку, живое взаимодействие происходит только с клиентами и поставщиками.
- Так получилось, что мой одногруппник сначала посмеялся над идеей работать за бензин, а потом тоже устроился доставщиком. Рассказывал, что ему часто попадаются не очень адекватные заказчики, которые могут наорать. Но у меня таких не было: относятся спокойно, с пониманием, с уважением даже, - откровенничает Сергей.
Обычно молодой человек занимается развозами товаров по 12 часов в неделю, получает за это 4000-4500 рублей. Меньше по правилам фирмы работать нельзя, иначе часть выплат удерживают. Когда долго не выходишь на смену, сразу звонят: если причина пропуска неуважительная, попросят сдать экипировку и уйти. Но в целом график свободный, никто не давит, парню это нравится.
Ивану 21 год, пару лет назад он впервые решил попробовать себя в роли курьера. Сначала развозил заказы на арендованной машине, но выходил в ноль, поэтому уволился. Когда появился уже свой автомобиль, заработок достиг 40-50 тысяч в месяц. Было лето, хотелось денег, поэтому молодой человек выходил на смены практически каждый день.
Недавно Иван переехал учиться в Чехию, где тоже устроился в доставку. При занятости три дня в неделю по 12 часов в среднем получает 20 тысяч крон в месяц (студенту на базовые потребности хватает около 15 тысяч).
Иван подметил несколько любопытных различий в работе курьера в разных странах.
- В России я должен был подниматься с заказом к клиенту, а тут клиент почти всегда спускается сам. Это здорово экономит время и силы. А еще в Чехии не нужно платить за аренду машины, за бензин - все предоставляет компания, - перечисляет он.
Между тем
По данным одной из крупных служб доставки в Екатеринбурге, количество курьеров, с которыми она сотрудничает, в зависимости от сезона варьируется от 900 до 1500 человек. Средняя зарплата составляет 50 тысяч рублей в месяц, при высоком спросе - 87 тысяч. Также персоналу предоставляются скидки на питание, подписки на онлайн-платформы, возможность аренды и техобслуживания техники, оплата мобильной связи. Доставщики сами выбирают график, обычно это восемь часов в день и четыре выхода в неделю. Плановая доставка осуществляется на машине, быстрая в 47 процентах случаев - пешком, в 49 процентах - на велосипеде.