На прошлой неделе Минский моторный завод отмечал 60-летие. Были приглашены ключевые партнеры со всего мира, в том числе из России, куда поставляется львиная доля белорусских двигателей. Среди почетных гостей - генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев. К слову, уроженец белорусского Жодино. Российским предприятием руководит с 2004 года. Юбилей стал хорошим поводом общения руководителей минского и череповецкого предприятий. Вместе с ними в рабочую атмосферу погрузился и наш корреспондент.
Александр Ботвинник, генеральный директор минского моторного, не без гордости говорит об успехах предприятия:
- Темп роста поставок в Россию за шесть месяцев 2023 года по отношению к прошлогоднему периоду в количественном выражении составил 112,3 процента, в стоимостном - 119,2 процента. Товаропроводящая сеть по реализации двигателей и запасных частей сегодня представлена четырьмя дилерскими компаниями и более чем 60 предприятиями промышленной сборки, и их количество постоянно увеличивается.
За первые шесть месяцев этого года ММЗ начал сотрудничество с новыми контрагентами из Тулы, Ижевска, Калуги, Санкт-Петербурга, Самары. А на прошедшей в Екатеринбурге выставке "Иннопром-2023" заключен ряд выгодных контрактов. В том числе на поставку около двух тысяч дизельных двигателей Чебоксарскому заводу силовых агрегатов.
Александр Мирославович особо отметил, что белорусские и российские производители не конкурируют, а взаимодополняют друг друга:
- Сегодня двигатель ММЗ - это продукт Союзного государства. Мы успешно выпускаем две тысячи модификаций. При производстве используются белорусские и российские комплектующие, доля которых составляет 99,8 процента.
Минский мотор, к слову, будет и в технике, которую сейчас разрабатывают в Череповце.
- Мы видим серьезную проблему на рынке дорожно-строительной техники в России, - объясняет ситуацию Владимир Боглаев. - Раньше ее закупали по импорту. А ведь речь идет о тысячах единиц в год. Мы активно решаем вопрос создания дорожно-строительной техники в среднем и малом классе. И сердце этой техники - двигатель ММЗ.
Череповецкий литейно-механический завод много лет активно сотрудничает с белорусскими предприятиями. В портфеле - контакты и контракты с 27 заводами.
- МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, ММЗ... Мы работаем практически со всеми крупными машиностроительными заводами, - показывает реальный масштаб кооперации Владимир Боглаев. - За последние годы объем оборота увеличился кратно. Напомню, что наш завод обладает уникальными компетенциями в производстве специальных изделий из легированных и жаропрочных сплавов и практически все голубые фишки России находятся в списке потребителей АО "ЧЛМЗ". И вполне естественно, что набирающие кооперационные обороты машиностроительные предприятия Беларуси, активно работая с нами, также получают дополнительные возможности в новых рыночных нишах, которых сейчас в России открылось достаточно много. На наших глазах происходит быстрый переход от экономики конкуренции между хозяйствующими субъектами наших стран к экономике взаимовыгодной промышленной кооперации. То, о чем так долго мы говорили и призывали друг друга на совещаниях и форумах, сейчас без заседаний и уговоров формирует новую союзную промышленную реальность.
При производстве используются белорусские и российские комплектующие, доля которых составляет 99,8 процента
Рассматривая новинки Минского моторного завода, которые предприятие приготовило к юбилею, спрашиваем у генерального директора ЧЛМЗ, как, по его мнению, общими усилиями сделать развитие промышленности динамичнее. Ведь не секрет, что из-за различных рестрикций со стороны Запада у многих белорусских и российских производителей разорвались цепочки с зарубежными партнерами.
Владимир Боглаев считает, что промышленность в Союзном государстве сейчас довольно успешно решает все вопросы:
- Даже с точки зрения так называемого технологического голода проблем не существует. Дальновидно поступило руководство наших стран, сохранив уникальные компетенции на ключевых технологических направлениях. И сегодня предприятия, занимающиеся глубокой переработкой и полным технологическим циклом, загружены по максимуму. Но для придания большей динамики нужно финансовое подспорье. Тогда предприятия смогут не только решить вопросы импортозамещения, но и выйти на более высокий технологический уровень. Другое дело, что сейчас есть проблема с инвестициями в основные фонды. И оперативно этот вопрос своими силами не решить. Понятно, что технологии и оборудование придется покупать в других странах-партнерах. И в этой связи опять остро встает вопрос, который не единожды поднимался как руководством Республики Беларусь, так и ведущими руководителями российской промышленности - не распыляться на создание дублирующих предприятий. При нехватке инвестиционных ресурсов вкладывать в параллельные производства - не только нерационально, это приведет к росту себестоимости изделия, которое мы хотим освоить в Союзном государстве для того, чтобы освободиться от импортной зависимости.
Что касается импортозамещения, то здесь, убежден Владимир Боглаев, необходимо в первую очередь обеспечить предприятия технологическим оборудованием. И как можно скорее самим перейти к производству средств производства. В этом плане очень важным было подписание на полях прошедшего в Екатеринбурге "Иннопрома" соглашения между правительствами Беларуси и России о сотрудничестве в области развития станкоинструментальной промышленности.
- Мы должны производить средства производства, - закрепил свою мысль гендиректор ЧЛМЗ. - Если эту задачу не решать, то вопросы технологического суверенитета можно даже не обсуждать. А если в целом говорить о дальнейшем развитии промышленности, то оно во многом зависит от того, как мы сможем выстроить свои внешнеторговые отношения со стратегическим для Беларуси и России партнером - Китаем. Очень важно соблюсти баланс интересов, которые будут взаимовыгодными, полезными и не приведут к ослаблению нашего технологического суверенитета уже в пользу крупнейшего промышленного игрока на планете. Важно не впасть в зависимость от восточных технологий, хотя понятно, что без помощи китайских партнеров многие вопросы не решить. Здесь есть сложности. Но сложно не значит невозможно.