Точкой отсчета русской истории, культуры и всей духовной жизни нашего народа назвал празднуемое событие, случившееся 1035 лет назад, патриарх Кирилл. А чтобы слова не прозвучали шаблонно, предложил задуматься над тем, каким образом с погружения в Днепровскую купель началось реальное духовное возрождение народа.
Он напомнил, что именно с началом христианизации Руси разрозненные и разноликие племена "собрались воедино". А имя оторвавшей от смертельной вражды и объединившей их мощной творческой силы и энергии - любовь. "Способность творить и созидать и наполнять непреходящим смыслом человеческую жизнь дает только любовь, - подчеркнул патриарх. - На ненависти, на вражде, на противопоставлении одного другому ничего ценного и настоящего построить невозможно". Сегодня между наследниками, вошедшими когда-то в единую купель Крещения народа, посеяна рознь и активно поддерживается силами, одинаково враждебными и русским, и украинцам, напомнил он.
Но каким бы изощренным ни был враг, целенаправленно и долгие годы создававший условия для междоусобного конфликта, "ему не выстоять перед силой жертвенной любви".
- Эта любовь не только в самоотверженном воинском служении. Она - в способности быть милосердными и сострадательными в нашей повседневной жизни. Она - в поддержке мирных жителей и беженцев, раненых и потерявших имущество, - подчеркнул патриарх. - Без любви не найти пути к справедливому миру...
Он напомнил, что креститель Руси вел войны практически всю свою жизнь, был храбр, смел и побеждал почти во всех своих ратных делах. Но нравственное преображение его после крещения и дух любви придали его новым победам подлинный внутренний духовный смысл.
Он призвал быть подобными святому князю Владимиру в духовном делании. И напомнил, что междоусобицы обычно вызывает оскудение веры.
Потому что с оскудением веры оскудевает и любовь. И не только между отдельными людьми, но и во всем народе.
- Не имеющие любви из великих и славных становятся слабыми и бесславными, - сказал он и напомнил те исторические беды, через которые приходилось проходить России - от иноземного ига до сословных разделений и классовой ненависти, породившей чудовище русской революции". Даже развал советского государства патриарх объяснил недостатком любви - к Отечеству, к ближним. По мнению патриарха, в обществе, построенном на безбожии, это неизбежно.
- Ведь если бы была сильна вера людей, разве распалось бы наше единое великое государство, созданное молитвами, духовным подвигом, героизмом нашего народа? - задал он риторический вопрос.
Вера, по словам патриарха, "невероятной силы стяжка", соединяющая людей, подчас разных взглядов и убеждений.
Народ собрался на Боровицкой площади заранее, и пока патриарх служил литургию, люди попарно читали акафист святому князю, тихонько пели и знакомились. 82-летняя Алевтина, моя соседка справа, коренная москвичка, рассказывает, как крестилась в 50 лет, и сейчас уже не мыслит своей жизни без церкви, хотя немного знает молитв.
Любовь, соседка слева, живет в Москве 30 лет, но родом из Макеевки. Говорит о родном ей городе с нежностью, уверена в заступничестве святого Илии Макеевского. Ее любимая подруга живет и вовсе в Донецке, и не где-нибудь, а в Петровском районе. "Какое они там являют спокойствие и мужество, вы бы знали! Сквозь обстрелы присылают эсэмэски о сделанных домашних делах. А мы тут чуть что, раскисаем: ой, дождь опять". Мы дружно каемся в московском унынии от дождя и столь же дружно вспоминаем, что утром он стоял стеной. И такой, что мы сомневались, состоятся ли крестный ход и молебен в честь Крещения Руси. Но вот на нас глядит тихое солнышко, и уже впору доставать солнечные очки.
Издалека доносится басовитый колокольный звон, а из Боровицкой башни Кремля начинает выходить крестный ход. Впереди священники в белом, затем монахини в строгом черном и наконец священники в золотистом одеянии - все торжественно и красиво. Начинается молебен. Собравшиеся слушают Евангелие, радостно подпевают искусному хору, замирают при слове патриарха.
Когда молебен заканчивается, почти все остаются приложиться к частице мощей св. князя Владимира. Людей немало, места прохода меняются, стоять приходится долго и снова под дождем. Разворачиваются зонтики, кто-то пробует петь, кто-то вразумляет полицейских, как лучше организовать проход к мощам. При подходе к мощам наступает тишина, прибавляется священников и порядка. Люди отрываются от суеты и молятся крестившему нас заступнику-князю.