Уходить, не оставив чаевых, многие горожане считают моветоном. Выход предложили сами заведения общепита Москвы. При оплате счета многие из них теперь печатают на чеке QR-код, по которому с помощью телефона можно перевести любую сумму. Некоторые заведения пошли еще дальше: при переводе чаевых посетитель видит, на что именно копит полученные чаевые ваш официант. Самые распространенные траты у молодых людей - учеба и помощь близким людям. Правда, есть и более экстравагантные варианты, вроде вечеринки и переезда от бывшего парня. Такая персонализация, считают работники ресторанов, помогают посетителям почувствовать свою сопричастность к какому-то хорошему делу, и они оставляют "на чай" больше обычного.
Ольга, официантка одного из сетевых кафе в Москве, подтвердила, что большую часть чаевых она действительно сейчас получает через QR-код. По итогам месяца ее чаевые обычно бывают больше, чем официальная зарплата, она их сейчас откладывает "на зубы". Какой-то процент от личных чаевых все официанты переводят баристе, который готовит напитки за барной стойкой, от него ведь тоже в немалой степени зависит настроение посетителя.
Помимо такого индивидуального подхода есть в Москве и системы электронных чаевых, где чаевые попадают на общий счет. Там, где она заведена, официанты стараются помогать друг другу в работе, так как чаевые здесь делятся поровну, и нужно, чтобы был доволен каждый гость. Так предпочитают работать в основном молодые. Более опытные сотрудники утверждают: чаевые - это показатель работы конкретного человека и стимулировать он должен работать каждого в отдельности. Как поработал, такую благодарность и получишь.
По мнению ресторатора Сергея Миронова, получение чаевых через QR-коды вполне устраивает сотрудников общепита. Этот способ, по его мнению, более удобен, чем перевод по номеру. К тому же переход на него не привел к уменьшению самих чаевых, их средний размер у расторопного официанта составляет около 100 000 рублей в месяц. При усердной же работе можно заработать на чай и до 200 000 рублей, при хорошем обслуживании москвичи не скупятся.
Все варианты сервисов для электронных чаевых (таковых много на рынке) существуют за счет комиссии. Платит ее либо клиент - при оплате чаевых добавляется какой-то процент к сумме, либо сам официант при выводе денег со счета сервиса.