Здесь в скором времени появится Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем (БАС). Он будет открыт по инициативе регионального центра по развитию IT "Горький Тех" и группы "Промавто". Центр займется созданием опытных образцов беспилотников.
- В ближайшее время нижегородцы, а затем жители других городов смогут воспользоваться услугами винтового автономного курьера на электротяге, - уверяет гендиректор "Промавто" Михаил Амбаров. - Надо будет просто выйти во двор своей многоэтажки, где размещен автоматизированный терминал-дронопорт. Помимо функции доставки, инфраструктура для БПЛА может обеспечить решение задач МЧС, МВД, Авиалесоохраны и других структур.
О намерении использовать летательные аппараты ранее сообщила Почта России. Она планирует совместно с компанией "Русдронопорт" провести тест по доставке почтовых отправлений беспилотниками. Разработка должна выйти на рынок уже в этом году.
Дронопорт - не что иное, как почтомат, в который беспилотный летательный аппарат будет помещать посылку. Он снабжен посадочной платформой с автоматическим люком для приема отправлений. Максимальный вес посылки составит 10 кг. Дронопорты испытают в двух вариантах: легком - с тремя ячейками и более вместительном - с восемью. Разработчики уверяют, что такие порты будут надежно защищены от взломов, а для оптимальной температуры в них предусмотрен климат-контроль.
- В России это будет первый опыт, - говорит заместитель гендиректора Почты России Сергей Сергушев. - Мы уверены, что за дронопортами будущее. Они помогут ускорить доставку "на последней миле" и снизить время ожидания для клиентов.
Применение беспилотников и дронопортов - это переход к автоматизации доставки в городах. Уже сейчас многие логистические компании в России и за рубежом автоматизировали часть процессов - сортировку, подготовку посылок на складе, однако без ручного труда пока не обойтись.
- Чем больше операций мы сможем автоматизировать в этой цепочке, тем меньше будет потребность в дефицитных трудовых ресурсах, - отмечает заместитель руководителя по инновационному развитию группы "Промавто" Михаил Смирнов.
Использование дронов при доставке отправлений в нашей стране с ее огромными расстояниями часто оправданно. К примеру, долететь беспилотником от одного населенного пункта до другого в северных регионах России в пять раз быстрее, чем добраться по земле.
Что касается применения дронов для доставки почты в черте городов, то здесь окупаемость будет зависеть от трафика.
- Если дрон сможет за сутки делать 100 операций, такой способ доставки окупится, - поясняют в проектном отделе компании.
В Нижегородской области группа "Промавто" и "Горький Тех" собираются развивать именно городскую и пригородную доставку посылок дронами. В настоящее время с этой целью прорабатывается возможность установления экспериментального правового режима для использования беспилотников в логистике. Также необходимо подготовить техническую основу для безопасного использования - соответствующие органы должны понимать, какой дрон применяется, куда он летит, кто его владелец.
- Мы ожидаем, что на следующий год сельхозэксплуатанты дронов получат значительные послабления - то есть будут фактически без ограничений использовать такие аппараты, - говорят в "Промавто". - По аэрофотосъемке тоже ожидаются послабления. На использование дронов в логистических целях ограничения пока есть, но они не носят абсолютный характер: можно подать заявку на разрешение полетов.
- Если получится в 2024 году добиться установления экспериментального правового режима в Нижегородской области, мы хотим провести испытания и накопить соответствующую статистику по техническим решениям, - рассказывает Михаил Смирнов. - В том числе доказать, что коммерческая эксплуатация дрона возможна, при этом безопасна. В таком случае через год-два можно будет начать такую эксплуатация беспилотников в регионе. .